МБУ "Центр ППМСП" Суземского района

Психологическое занятие с родителями и детьми среднего дошкольного возраста с использование сенсорной комнаты

Методическая разработка психологического занятия с родителями и детьми среднего дошкольного возраста с использованием сенсорной комнаты на тему: «Играем вместе с родителями» 

Автор: Сидоренко Олеся Ивановна, педагог-психолог МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

Пояснительная записка

В современной педагогике и психологиисовместная деятельность детей и родителей  выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности. Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.

Зачастую в бешеном ритме современной жизни мы забываем о самом главном. Нам не хватает времени на самых дорогих и любимых людей. Мы очень мало проводим с ними  времени. А потом удивляемся: «Почему мы такие разные? Почему не понимаем друг друга?».

Современные родители перекладывают воспитание, обучение и развитие своих детей на общеобразовательные учреждения. Зачастую, родители мало интересуются успехами своих детей. Заинтересовать их очень трудно, а привлечь к совместной деятельности практически невозможно. А ведь именно в совместной деятельности и происходит полноценное развитие ребенка. Дошкольный возраст – это период, очень восприимчивый ко всему, что происходит вокруг. Все, абсолютно все, что происходит с ребенком до 6 лет, оставляет свой след на всю его дальнейшую жизнь. Именно в этот период детям особенно необходимо внимание родителей. Упущенное в это время уже не восполнится никогда.  Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности и общения, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно.

У  каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития - это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем. Для того чтобы чему – то научить ребенка, нужно сделать это вместе с ним. 

Очень трудно донести до современных, образованных и очень – очень занятых родителей мысль о том, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. Дети обожают фантазировать и мастерить. Для создания творческой атмосферы в семье необходимо также предоставление ребенку свободы. Родители должны учиться понимать своего ребенка. Ведь  главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера. А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки, читать книжки и даже смотреть мультики. Ребенку интересно все, что мама и папа делают, о чем они говорят и т. д. И если родители будут делать то, что малышу нужно и полезно, то и  малыш будет воспринимать это как норму. Это полезно и для становления адекватной самооценки детей. Ведь когда ребенок получает похвалу от значимого взрослого, он чувствует себя действительно важным и ценным, понимает, что старался не зря. А когда мама в процессе совместного творчества немного помогает и направляет его, он понимает, что нет ничего невозможного, было бы желание.

Совместное творчество, совместная деятельность детей и родителей формируют хорошие доверительные отношения между ними, оказывают положительное влияние на развитие ребенка и приучают его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество родителей и детей  восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместная деятельность детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу

С целью обучения родителей правилам эффективного общения с ребенком в процессе совместной творческой и игровой деятельности нами было разработано  занятие для родителей и детей среднего дошкольного возраста с использо­ванием сенсорной комнаты.Спокойная, доб­рожелательная обстановка, присутствие понимающего значимого взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способ­ствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенно­сти в себе, богатство положительных эмоций - развитию внутренних резер­вов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основан­ных на доброжелательности.

Цель занятия: установление гармоничных детско-родительских отношений, расширение психолого-педагогические знания родителей об играх, упражнениях и других видах взаимодействия с детьми.

Задачи:

1.Создание эмоционально положительного настроя участников;

 2. Развитие чувства единства, сплоченности и как следствие коммуникативных навыков;

 3. Совершенствование общения родителей и детей, их психоэмоционального контакта;

 4. Снятие напряжения, достижение психофизического покоя;

5. Развитие познавательных процессов у детей: внимания, памяти, воображения;

 6. Побуждение  родителей к совместному творчеству.

Прогнозируемые результаты: установление гармоничных детско-родительских отношений посредством совместного творчества и игровой деятельности родителей и детей.

Организационные условия. Данное занятие предназначено для работы с родителями и детьми в возрасте 4-5 лет. Количество участников  -5 пар (родитель и ребенок).  Продолжительность занятия -  40  минут.

Оборудование и материалы:
-  Клубок ниток;

- карточки с изображением животных,

- карточки слова-действия

- обручи

-белые листы бумаги формата А4

- обручи

-подносы с песком для песочной терапии

- фибероптические волокна

- музыкальное сопровождение (аудиозапись с веселой музыкой)

Содержание  занятия:

1. Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада, что вы отложили все дела и нашли время придти на наше необычное занятие, которое посвящено совместной деятельности родителей и детей. На протяжении всего дошкольного возраста, игра-это деятельность, которая приносит малышу наибольшее удовольствие.

Через игру ребенок приобретает новые знания, развивает свои способности, в том числе и творческие. «Язык игр» понятен и доступен каждому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомится с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу: играю, с кем хочу, играю, сколько хочу, чем хочу. Порой  и у взрослых появляется желание поиграть. Но мы либо забыли, как это делать, либо стесняемся. Сегодня у нас есть возможность вспомнить детство и поиграть, пофантазировать вместе с вашими малышами с удовольствием от души.

Упражнение игра «Веселый клубок»

Цель: знакомство друг с другом. Создание позитивного настроя на занятие.
Я предлагаю сейчас всем встать в круг, родитель и ребенок рядом. Сейчас мы будем играть в игру, которая позволит нам познакомиться друг с другом. У меня в руках клубочек. Я обматываю нитку вокруг своей руки и называю свое имя. Держу нитку в правой руке и передаю соседу справа. Кто получает клубочек, также обматывает нитку вокруг руки и называет свое имя и передает соседу справа от него, ребенку или родителю. Родители, пожалуйста, помогайте ребятам.
Клубочек вернулся ко мне. Посмотрите, мы все с вами находимся в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились и стали единым целым.
А сейчас давайте все вместе поиграем с волшебной ниточкой и покажем клубочку, какие мы все дружные. Движения, которые я буду называть необходимо, делать всем вместе! Итак, внимание! Поднимем руки вверх - ниточку держим крепко, не опускаем, сейчас опустим их вниз, затем положим на колени, прижмем к груди, вытягиваем руки вперед! А теперь еще раз в более быстром темпе (игра повторяется 2-3раза).

2. Основное содержание занятия

Упражнение «Снежинка»

-Уважаемые родители я предлагаю вам выполнить упражнение «Снежинка». Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, цвета.

Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. сложите лист пополам.

2. оторвите правый верхний уголок.

3. опять сложите лист пополам.

4. снова оторвите правый верхний уголок.

5. сложите лист пополам.

6. оторвите правый верхний уголок.

- Продолжайте эту процедуру, пока будет возможно выполнить нужные условия. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу Вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у Вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

-Нашли? (Участники отвечают, что не нашли).

-А почему как Вы думаете?

Вывод :  каждая снежинка – это ваше творение, вы в ответе за то, каким оно будет. Снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Кто старательно выполнял все действия – у того и снежинка получилась красивая. А теперь давайте представим, что эта снежинка – ваш ребенок. Вот так же как эти снежинки наши дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. А вот, каким вырастит ваш малыш зависит во многом от вас, от того, что вы даете ему, сколько внимания уделяете.

- Сейчас я предлагаю нашим мамам и папам забыть, что они взрослые, превратиться в маленьких и поиграть вместе со своими детьми.

Итак, вы готовы?

Игра называется «Озорные обезьянки»

Цель: знакомство с эмоциями, формирования способности распознавать и выражать эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения

Далее психолог читает стихотворение:
                                     Бывает чувства у зверей,
                                     У рыбок, птичек и людей.
                                     Влияет, без сомнения,
                                     На всех нас настроение.
                                     Кто веселится?
                                     Кто грустит?
                                     Кто испугался?
                                     Кто сердит?
                                     Рассеет все сомнения
                                     Хорошее настроение.

-  Давайте представим, что мы с вами – обезьянки. Родители вместе с детьми подойдите к нашему большому зеркалу  и покажите мне без слов: веселую обезьянку. Родители и дети посмотрите в зеркале друг на друга, оцените, правильно ли вы показали веселую обезьянку. Если дети или родители считают, что в их паре кто-то допустил ошибку, можете поправить друг друга.

Далее психолог просит показать грустную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную обезьянку по такому же принципу выполнения задания.
  - Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите каждый теперь свое настроение сейчас. А вы родители посмотрите и оцените по настроению ребенка, как вы играли вместе с ним, увлеченно, раскрывая себя полностью или же нехотя. И каждый сделайте для себя вывод: Как хорошо вы понимаете своего ребенка без слов, с помощью эмоций? Как ребенок понимает вас с помощью эмоций?
       - Наша следующая игра называется «Театр без слов»

Цель:  Передача информации с помощью пантомимики.

-С помощью мимики и жестов, движений, вы передаёте информацию, которая будет написана и изображена у вас в карточках». Дети получают карточки с изображением животных: кот, ящерица, бабочка,  медведь, рыба. И с помощью жестов и мимики пытаются объяснить родителям, что изображено на их карточках.

Родители получают карточки, на которых написаны действия, которые должны выполнить дети: спать, кушать, умываться, и также с помощью жестов и мимики должны объяснить это детям.

 Обсуждение выполненного задания. Трудно ли вам, родители, было понять, какое животное показывает ваш ребенок? Трудно ли было самим с помощью только мимики донести до ребенка то, какие действия у вас загаданы на карточке?

Вывод: не всегда ребёнок может сказать и объяснить, что с ним происходит, поэтому родители должны более внимательно относиться к детям и обращать на малейшие изменения, происходящие с ребёнком. Нужно замечать всё, что происходит с ребёнком».

- Ребята и родители давайте немножко подвигаемся и поиграем в игру «Карусели»

Подвижная игра «Карусели».

Материалы и оборудование: обруч, музыкальное сопровождение.

- Родителей и детей сейчас я попрошу одной рукой взять за обруч и идти по кругу.

Еле-еле еле, еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом все бегом-бегом-бегом

Тише- тише, не спешите карусель остановите .

Раз, два, раз, два-вот и кончилась игра.

- Молодцы, а теперь следующая наша творческая игра называется «Чудо-художники»

Песочная терапия. Рисование с помощью песка.

 Материалы и оборудование: подносы, на которых рассыпан песок.

- Перед вами сейчас подносы с песком. Я хочу предложить вашему вниманию: игры – занятия с песком. Дома вы так же можете поиграть в такие игры со своими детьми, заменив песок обычной манной крупой.  Занятия с песком – это, прежде всего развитие мелкой моторики, развитие речи у детей, развитие памяти, мышления, воображения, фантазии, умение доводить начатое дело до конца.

Сейчас я предлагаю вам выполнить некоторые упражнения с песком:

Задание1. «Знакомимся с песком».

Все задания выполняются совместно: родитель и ребенок.

1.Положите ладошки на песок: закройте глаза и почувствуйте какой он?

2. Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

3. Поскользите по поверхности песка как змейка, попрыгайте как зайчики (2-мя пальчиками попрыгайте по песку), пройдитесь кулачками, как медведь.

4. Возьмите горсточку песка в одну руку и пересыпьте его в другую.

5. Двумя руками нарисуйте одновременно волнистые линии.

Задание 2. «Сказка»

А теперь пусть каждая пара нарисует свою картину: все,  что она хочет на этом  пространстве.

После окончания работы каждая семья пусть придумает и расскажет свою «песочную» историю и поместит ее на наш общий  стол. И так у нас получится одна общая волшебная страна из песка.

Обсуждение : «Какие чувства, эмоции вы испытывали в ходе совместного рисования  с вашим ребенком?

- Уважаемые родители, наше занятия подходит к концу. Я предлагаю вам сейчас выполнить последнее упражнение «Заплетаем косу»

Упражнение «Заплетаем косу»

В этом упражнении используются фибероптические волокна, меняющие цвет по всей длине, напоминая разноцветный водопад. Выполнять упражнение стоя.

- Сейчас каждая пара (родитель- ребенок) по очереди будут подходить под наш разноцветный водопад.  Перебирая волокна по одному, сначала родитель, а потом ребенок должен продолжить фразу «Ты у меня  самый…», говоря о  хороших качествах своего ребенка ( для ребенка -  папа или мамы), либо придумывая желаемые.

- Приятно, когда нам говорят хорошие, добрые слова, когда нас хвалят? Улучшается наше настроение?

Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, вам ребята и вам родители понравились игры, в которые мы сегодня играли с вами. Вы получили много приятных впечатлений от совместного общения, узнали, как понимать друг друга.

До свидания! Желаю вам Родители –быть самыми лучшими для своих детей, а вам дети – самыми послушными для своих мам и пап!

Далее по окончанию занятия проводится обсуждение прошедшей встречи (рефлексия)  только с родителями.

После выполнения всех заданий, к какому выводу вы пришли? Легко ли быть ребенком или тяжело? Почему?

Получили ли вы хотя бы отдаленное представление о том, как быть ребенком? Вспомнили ли вы свой личный опыт?

Какая игра вам запомнилась больше всего? Почему?

Лично для себя какие выводы вы сделали? Измените ли вы что-то в своем стиле воспитания?


Список используемой литературы

1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В. Л. Женеврова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007

2. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г. Г. Колос. – М. : АРКТИ, 2006

3. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.

4. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.;

5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. М.: Генезис, 2003.

6. Крюкова С.В. , Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6 февраля 2018 в 14:02