МБУ "Центр ППМСП" Суземского района

Рекомендации родителям по развитию речи детей 3 лет

Нормы развития речи ребенка в 3 года

Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно детки в этом возрасте уже могут:

· Рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);

· Обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);

· Говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;

· Строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);

· Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;

· Правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);

· Правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);

· Словарный запас около 1500 слов

Речь ребенка в 3 года: отклонения

У ребенка есть отклонения от нормы, если он:

· Испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;

· Неправильно произносит более 5-7 звуков к 4 годам (трехлетним малышам это еще разрешается);

· Использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных;

· Имеет маленький словарный запас;

· Имеет трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машина – мммашина, вместо мультик – мумумультик);

· Говорит слишком быстро.

Как способствовать развитию речи ребенка в 3 года

Дорогие, мамы и папы, вы не должны оставаться в стороне, вы тоже можете внести свою лепту и поделиться новыми необходимыми знаниями о языке, о мире в целом. А значит, помочь детям развить и улучшить свои речевые навыки.

· Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребенка;

· Знакомьте детей с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что, как, зачем и почему происходит;

· Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (рубашка – воротник, карман, рукав, пуговицы…);

· Играйте, предлагая искать предметы определенного цвета, формы и т.п.;

· Тренируйте ребенка ставить правильные окончания в словах;

· Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять;

· Играйте в сюжетно-ролевые игры;

· Вместе рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним;

· Читайте малышу книги выразительно, изображая голосом разных героев;

· Учите пересказывать (в этом помогут наводящие вопросы о прочитанном), заучивайте стихи и песенки;

· Делайте упражнения для развития артикуляционного аппарата (например, «заборчик» – растягиваем рот в широкой улыбке, «шарик» – сдуваем и надуваем щеки, «часики» – высовываем язык и водим им из стороны в сторону, «лошадка» – цокаем языком и т.п.);

· Занимайте малышей делами, которые требуют мелкой работы пальцев – игры с пуговицами, крупой, маленькими игрушками, лепка, рисование пальчиковыми красками и т.п.

Педагог-дефектолог: Игнатькова Оксана Владимировна

11 мая 2018 в 14:15

Прикреплённые файлы: