МБУ «Центр ППМСП» Суземского района
|
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук для работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук для работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Еще в древности было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от синхронности тонких движений пальцев рук. Это можно обосновать с медицинской точки зрения, поскольку около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. В норме, если координация движений соответствует возрасту, то и речь ребёнка развивается соответственно без проблем. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Поэтому для улучшения речевых процессов учителя – логопеды в своей практике широко применяют и используют различные игры на развитие мелкой моторики рук. Улучшать эти навыки , оказывая тем самым положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами: игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.); занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия; развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.); упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам. пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика; массаж и самомассаж пальцев и кистей рук. Особого внимания заслуживают два последних способа. Именно эти виды игровой деятельности часто применяются в комплексе коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа - улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения. Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Привожу пример самомассажа пальчиков. Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5]. Дети любят всех зверей: (большой) Птиц, и ящериц, и змей, (указательный) Пеликанов, журавлей, (средний) Бегемотов, соболей, (безымянный) Голубей и глухарей, (мизинец) И клестов, и снегирей; (большой) Любят горного козла, (указательный) Обезьянку и осла, (средний) Дикобраза и ежа, (безымянный) Черепаху и ужа. (мизинец) Пальчиковая гимнастика. Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика. Вот некоторые упражнения, используемые на занятиях. Упражнение «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев. Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику. Игры с использованием нестандартного оборудования. Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук. Кусается сильно котенок-глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. - Но я же играю с тобою, малыш! - А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! Можно использовать в работе приёмы Су-джок терапии. Массаж шариками Су-Джок. Пальчиковая игра «Игрушки» Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой. На большом диване в ряд Игрушки Катины сидят: (дети катают Су-Джок между ладоней) Зайчик, мишка, Буратино, Да веселый Чиполлино, Пара сереньких мышат. (поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого) Раз, два, три, четыре, пять. Мы поможем нашей Кате Все игрушки сосчитать. (дети катают Су-Джок между ладоней). Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Подготовила учитель-логопед МБУ «Центр ППМПСП» Суземского района О.Н. Волкова 11 ноября 2019 в 11:31
Прикреплённые файлы:Документ: Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук для работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Описание файла:Файл называется: igry-i-uprazhnenija-dlja-razvitija_pmpj0.docx Это официальный файл организации «МБУ «Центр ППМСП» Суземского района», в нём содержится Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук для работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.. Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.