МБУ «Центр ППМСП» Суземского района
|
Формирование словаря у дошкольников с ОНРВ последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи. Как показывает практика, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Повышение процента речевых нарушений является результатом таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка (Ткаченко Т.А.) Кроме того, под влиянием улицы, запущенности со стороны взрослых, наплыву часто бессмысленной и безграмотной информации с телевидения и страниц новых журналов, у детей наблюдается бедность словарного запаса, аграмматичность речи, что в свою очередь негативно сказывается на обучении в школе. Важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Расширение запаса слов у детей – одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет большое значение для успешного обучения в школе, поэтому особую значимость приобретает раннее вмешательство специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка. Впервые понятие общего недоразвития речи было сформулировано в результате исследований, проведённых Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. У детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3–4, а иногда к 5 годам. При этом понимание речи относительно благополучно, хотя сама речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Вследствие чего она становится малопонятной. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Также, для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Дети часто забывают сложные инструкции (трех – четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Также им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Работа по формированию лексики у дошкольников с ОНР Процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка. Специалист должен располагать сведениями о жизни ребенка, домашней обстановке, отношении к нему со стороны окружающих. Необходимо выявить интересы ребенка, его склонности, отношение к другим детям, к своему дефекту. Эти данные помогут педагогу глубже изучить психические особенности ребенка, эффективно построить коррекционно-воспитательное воздействие, предупредить появление нежелательных отклонений в его поведении. Коррекционная работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка. Планомерное расширение словаря идет за счет незнакомых и сложных слов вместе с ознакомлением с окружающим миром. Принципы: 1. Работа над развитием словаря должна проводиться на активной познавательной деятельности. 2. Тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения. 3. Все задания проводятся в определенной последовательности. Основными задачами словарной работы являются: - обогащение словаря – накопление слов необходимых для речевого общения с окружающими. Идет за счет существительных, прилагательных, глаголов, наречий. - уточнение – помощь в усвоении слов и их запоминании. - активизация словаря – использование слов, понимание которых не вызывает затруднения. - устранение не литературных слов (Ушакова Т. Н.) Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на занятиях, можно выделить следующие (Филимонова О.Ю.): 1) Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводится различные упражнения на закрепления его правильного произношения и употребления. 2) Объяснение происхождения данного слова (хлеб-хлебница-посуда, в которой хранят хлеб, кофейник-посуда, в которой варят кофе, чайник – посуда, в которой кипятят чай, и т.д.). 3) Употребление расширенного значения уже известного словосочетания(громадный дом - очень большой дом, тот, который выше всех других домов.). 4) Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов. 5) Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов. 6) Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели. 7) Составление предложений по опорным словам. Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, поскольку введение в речь обобщающих слов значительно ее обогащает. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом). Рекомендуется использовать записи, рисунки, помогающие детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями. В работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь. При формировании учитывается последовательность появления существительных и прилагательных, фонетические особенности образования прилагательных. Работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов-синонимов. Важное место отводится усвоению значения слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетании, предложении. (Седых Н.А.) Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образа. Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР Направления логопедического воздействия: 1 направление. Обогащение словаря синонимов. 2 направление. Развитие атрибутивного словаря. 3 направление. Развитие номинативного словаря. 4 направление. Обогащение словаря антонимов. 5 направление. Развитие предикативного словаря. 6 направление. Развитие словаря обобщающих слов. Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона. Примерные виды заданий: 1. Игра «Придумай предложение» Содержание: Придумай предложение с каждым из слов - приятелей: ветер, вихрь, ураган; ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится. 2. Игра «Конкурс слов – сравнений» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) Содержание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово? Выяснить, чем похожи подобранные слова, что у них общего, почему их можно назвать «словами – приятелями». 3. Игра «Подбери слово» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) Содержание: педагог называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово – приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится взрослый. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг – (товарищ, приятель); дом – (здание, жилище); дорога – (путь, шоссе); солдат – (боец, воин); труд – (работа); мудрость – (ум); бежать – (мчаться, нестись); смотреть – (глядеть); трудится – (работать); печалиться – (грустить); смелый – (храбрый); алый – (красный, багряный). Оборудование: мяч. 2 направление. Развитие атрибутивного словаря. I этап: Развитие пассивного словаря прилагательных. Задачи: - Обогащение словаря прилагательных. - Развитие словесно-логического мышления. - Развитие слухового внимания и памяти Примерные виды заданий: 1. «Назови лишнее слово» (Захарова А.В.) Содержание: Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему. Грустный, печальный, унылый, глубокий. Храбрый, звонкий, смелый, отважный. Слабый, ломкий, долгий, хрупкий. Крепкий, далекий, прочный, надежный. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. 2. Отгадывание по картинкам загадок-описаний (Захарова А.В.) Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать верную. Например: Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф). Я низкий, толстый и серый (бегемот). Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок). Я грозный, большой, с длинной гривой (лев). Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд). 3. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков. Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию. Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор) II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных. Задачи: - Актуализация и обогащение словаря прилагательных - Развитие слухового внимания и памяти. Примерные виды заданий: 1.Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного (Захарова А.В.) Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Содержание: педагог называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы. Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная... 2.Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какое?». Светит (какое?) солнце. Солнце — яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее. 3 направление. Развитие номинативного словаря. I этап: Развитие пассивного словаря существительных. Задачи: - Развитие номинативного словаря. - Развитие слухового внимания и памяти. Примерные виды заданий: 1. Проговаривание наименований предмета (Ушакова О.С.) Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?» 2. Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета Содержание: Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!»), прячет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Подсказка может быть дана в записках, разложенных по группе (зачитывает взрослый): «Ищите автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где много есть воды»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово. II этап: Активизация и закрепление словаря существительных. Задачи: - Актуализация и обогащение словаря существительных. - Развитие словесно-логического мышления. - Развитие слухового внимания и памяти. Примерные виды заданий: 1. Игра «Угадай, кто так делает?» Содержание: Дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.) и т.д. 2. Игра «Чудесный мешочек». Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: «Я взяла сарафан, кофту, куртку». Далее педагог просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой для мальчиков. 3. «Разложи картинки по сходству» (Ушакова О.С.) На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова. Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки. Педагог предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так. 4 направление. Обогащение словаря антонимов. I этап: Развитие пассивного словаря антонимов. Задачи: - Развитие антонимии. - Развитие словесно-логического мышления. - Развитие слухового внимания. Примерные виды заданий: 1. Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-«неприятели». Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий. Ночь, сутки, день. Длинный, большой, короткий. Радость, смех, печаль. Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать. II этап: Активизация и закрепление словаря антонимов. Задачи: - Актуализация антонимов. - Развитие связной речи. - Развитие слухового внимания и памяти. Примерные виды заданий: 1. Игра «Закончи предложение» (Краузе Е.Н.) Содержание: Детям предлагается закончить предложение. Слон большой, а комар... Камень тяжелый, а пушинка... Золушка добрая, а мачеха... Сахар сладкий, а горчица... Дерево высокое, а куст... Дедушка старый, а внук... Суп горячий, а компот... Сажа черная, а снег... Лев смелый, а заяц... 2.Игра «Сравни!» (Краузе Е.Н.) Содержание: Детям предлагается сравнить: По вкусу: горчицу и мед. По цвету: снег и сажу. По высоте: дерево и цветок. По толщине: канат и нитку. По ширине: дорогу и тропинку. По возрасту: юношу и старика. По весу: гирю и пушинку. По размеру: дом и шалаш. 3.Игра с мячом «Скажи наоборот» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) Содержание: педагог называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно. Одеть - (раздеть), Поднять - (опустить), Бросить - (поймать), Спрятать - (найти), Положить - (убрать). 5 направление. Развитие предикативного словаря. I этап: Развитие пассивного словаря глаголов. Задачи: - Развитие предикативного словаря. - Развитие словесно-логического мышления. - Развитие зрительного и слухового внимания и памяти. Примерные виды заданий: 1. Лото «Кто быстрее принесет картинку» (Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.) Содержание: На маленьком столе разложены карточки с изображением действий. Педагог вызывает двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее логопеду. Отдавая картинку, отвечают на вопросы «Кто (что) это? Что он (она) делает?» 2. Игра «Найди приятеля» (Седых Н.А) Содержание: Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться. II этап: Активизация и закрепление словаря глаголов. Задачи: - Актуализация и обогащения словаря глаголов. - Развитие тактильной чувствительности. - Развитие зрительного и слухового внимания. Примерные виды заданий: 1. Игра «Кто как кричит?» (Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.) Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т.д.) вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием. 2. Лото «Кто как передвигается?» (Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.) Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение значения слов. 3. Игра с мячом «Скажи наоборот» (Седых Н.А.) Содержание: Дети стоят в шеренге лицом к педагогу. Он произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним («слово – неприятель») к заданному слову и вернуть его ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится взрослый. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова. Речевой материал: входить - …; включать -…; строить -…; засыпать -…;хвалить - …; говорить - …;начинать -…; встречать -...; поднимать - … 6 направление. Развитие словаря обобщающих слов. I этап: Развитие пассивного словаря обобщений. Задачи: - Обогащение словаря обобщающих слов. - Развитие зрительного и слухового внимания и памяти. Примерные виды заданий: 1. Классификация предметов по картинкам (Новоторцева Н.В.) Содержание:Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов: Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин. Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце. Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова. Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела. 2. Выделить из серии слов (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) Содержание: Детям дается задание выделить из серии слов: а) Только названия домашних животных: Лиса, волк, собака, заяц. Лошадь, теленок, лось, медведь. Белка, кошка, петух. б) Только названия транспорта: Грузовик, метро, самолет, скамейка. Автобус, дорога, вертолет, пассажир. Поезд, купе, пароход, якорь. Трамвай, водитель, троллейбус. 3. Игра «Назови лишнее слово» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) Содержание: Педагог называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее. Кукла, песок, ведро, юла, мяч. Стол, шкаф, ковер, кресло, диван. Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа. Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан. II этап: Активизация и закрепление словаря обобщающих слов. Задачи: - Актуализация обобщений. - Обогащение словаря обобщающих слов. - Развитие словесно-логического мышления. - Развитие зрительного и слухового внимания и памяти. Примерные виды заданий: 1. «Назови одним словом». (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) Содержание:Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом. Например: Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи) Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие? (Фрукты) Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги? (Одежда) 2. «Что общего?» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) Содержание:Объяснить, что общего у предметов. Например: У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), репа, цыпленок (желтые), комар, жук (насекомые), чайка, самолет (летают). Следует отметить, что коррекционная и профилактическая работы должны проходить в условиях организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия с учетом общих дидактических принципов (доступности, наглядности, индивидуального подхода, конкретности, сознательности, постепенного усложнения заданий и речевого материала). Предложенные методические рекомендации, могут позволить преодолеть трудности формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Их использование возможно не только в логопедической работе, но и на занятиях воспитателя детского сада, также ими могут пользоваться родители. Список литературы 1. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. – М., 1991. 2. Волосовец Т.В. Преодоление ОНР дошкольников. – М., 2002. 3. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи// Практическая психология и логопедия №4, 2006. С. 22-25. 4. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. Учеб-метод. пособие. - М: Соц-полит. журн., 1994. 5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы.- М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2005. 6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб., 2004. 7. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. – СПб.: КАРО, 2004. 8. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: ТОО «Гринго»,1995. 9. Ушакова О.С. Придумай слово. - М.: ТЦ Сфера, 2009. 10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Дети с общим недоразвитием речи. - М., 2000. 11. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР// Дошкольное воспитание, 2006, №11, С. 65 – 75. 12. Интернет ресурсы 9 января 2020 в 13:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.