МБУ "Центр ППМСП" Суземского района

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР.

Правильно произносить различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, возможно для человека благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Ребенок уже с младенческих дней проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Эти движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

 Рекомендации логопеда родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики: Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3–4 раза в день по 3–5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5–7 раз. Статические упражнения выполняются по 10–15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений, новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом , но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Упражнения могут использоваться родителями, поскольку они не требуют специальной подготовки.  В дополнение к общепринятым артикуляционным заданиям Дьяковой Е. А., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.  можно предложить следующие нетрадиционные упражнения. Желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счет, музыку, с хлопками и т. д. Приведенные ниже упражнения зарекомендовали свою эффективность, носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Оборудование: бусина диаметром 2–3 см, шнурок длиной 30 см. Шнурок продет через сквозное отверстие бусины. Взрослый, во время выполнения упражнений, контролирует и удерживает шнурок в руках.

«Футбол» — снятие спастики языка и выработка двигательной функции артикуляционного аппарата, устранение инфантильного глотания. Описание: бусину, продетую через сквозное отверстие, ребенок катает во рту в хаотичном порядке. Педагог следит за выполнением упражнения, удерживая концы шнурка. «Коснись языком бусины» — активизация мышц кончика языка. Описание: педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребенок касается кончиком языка бусины. «Посчитай» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка. Описание: педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребенок передвигает кончиком языка бусины справа налево и слева направо.

«Лифт» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка. Описание: двигать кончиком языка бусину снизу вверх при вертикально натянутом шнурке.

«Поймай бусину» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица. Описание: при горизонтально натянутом шнурке ребенку предлагается захватить губами бусину и удерживать её. «Пятачок» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица. Описание: сжатыми губами удерживать бусину, нанизанную на шнурок, и выполнять круговые движения губами.

Упражнения с ложкой

«Сильный язычок» — укрепление мышц языка и его подвижности. Описание: чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо; вверх и вниз; то же, но подталкивать язычок в выпуклую часть ложки. «Подвижные губки» — выработка подвижности губ. Описание: - Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против. - Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой стрелке и против.

«Похлопаем по щёчкам» — массаж щёк. Описание: взять по чайной ложке в правую и левую руки и совершать лёгкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. Упражнения с бинтом Оборудование: бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры 25*5 см. «Лягушка» — выполняется при слабости губ. Описание: сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10–15 секунд. Систематическое выполнение данных упражнений, способствует быстрейшему переходу к следующему этапу коррекционной работы: постановка и автоматизации звуков.

6 февраля 2020 в 13:36