МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

Основные направления работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ

Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, поскольку «особенные» дети были всегда, но на них не обращали должного внимания.  Работать с такими детьми сложно,  донести информацию и увериться в ее усвоении довольно затяжной процесс.

Понятие «инклюзивное образование» определено, как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут не только получить качественное образование, но и адаптироваться к школе.

Среди комплекса условий, определяющих эффективность инклюзивного образования, особое место занимает поиск и апробация инновационных моделей организации совместного обучения, новых форм и способов организации обучения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий).

На развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять следующие факторы:

1. Вид (тип) нарушения.

2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.

3. Время возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития.

4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от диагностики и раннего начала коррекционно - реабилитационной работы с ним.

Задача логопедического сопровождения – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.


1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе,

учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного

обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка

при помощи специальных методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями. Сопровождение ребенка учителем – логопедом и педагогом психологом. Логопедическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских мероприятий.

Логопедическое сопровождение осуществляется по нескольким направлениям:

1. Диагностическая работа

2. Коррекционно-развивающая

3. Оценочно-контрольная

4. Консультативная

5. Информационно-просветительская

Диагностическое направление работы включает индивидуальное логопедическое обследование, изучается медицинская карта, проводится индивидуальная беседа с родителями, что позволяет собрать подробный анамнез и способствует уточнению диагноза и даёт возможность отделить функциональные причины речевых нарушений от органических. Логопедическое обследование необходимо для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития.

Цель коррекционно-развивающей работы -

обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья:

- Активизация познавательной деятельности обучающихся.

- Повышение уровня их умственного развития.

- Коррекция специфических нарушений письменной речи (чтения и письма).

- Развитие различных видов мышления. 

- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.


Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, которые проходят в индивидуальной и групповой формах.

Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

 Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем: 

· Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематиче6ской стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)

· Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)

· Частый повтор упражнений с элементами новизны

· Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)

· Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)

· Конкретность и доступность заданий

· Умеренный темп работы

· Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)

· Использование различных образовательных технологий

(ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология диалогового обучения; технология опережающего обучения; технология личностно-ориентированного подхода, игровые технологии, техногогия дифференцированного обучения)

Все занятия строятся с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов.

На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным.

Также, в работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание

помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности

ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые

используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение

здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.



В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее

пострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое

восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои

целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.

Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия,

форма работы индивидуальные занятия. Занятия проводятся по

коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух

индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин). Основная задача занятий —

максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

· тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

· оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

· компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

· использование разнообразных форм и методов логопедического

· воздействия, использование компьютерных технологий и технических средств обучения.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. В норме овладение звуковым строем языка заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Случается, что ребёнок остаётся неподготовленным к школьному обучению. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно - логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Основная форма логопедической деятельности – индивидуальные и подгрупповые занятия, которые ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении.  Система работы направлена на создание эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования. Специфика выбора конкретных задач зависит от индивидуальных особенностей детей.  В коррекционной работе с детьми используем следующие традиционные и нетрадиционные технологии здоровьесбережения:

- артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.

-  пальчиковые игры развивают ловкость и точность пальцев рук, развивают взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизируют их работу, помогают подготовить руку ребенка к письму, развивают координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Попутно ребёнок запоминает небольшие стихи. В ходе игры расширяются представления ребенка об окружающем мире, пополняется словарный запас. Пальчиковые игры улучшают внимание и память, помогают выработать терпение и усидчивость, развивают творческие способности и фантазию ребёнка.

- игры на развитие мелкой моторики развивают изолированные движения пальцев рук в работе с мелкими предметами (упражнения с бусинками, пуговицами, ракушками и т.д.) Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. лепка, штриховка, развитие элементарных графических навыков. Использование сухих бассейнов, стеклянных мольбертов и т. д.

 - биоэнергопластика направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение. Биоэнергопластика оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, улучшает внимание, память, мышление, речь. Используем в работе с детьми с 4 лет.

- кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.д. Уделяется особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходит на уровне спинного мозга. Упражнения используем в работе с детьми с 4 лет.

- Су-Джок терапия – регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и коррекции речевых нарушений. Су – кисть, Джок – стопа. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и др. Также используется ручной самомассаж пальцев. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.

- релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для коррекции речи. * мудротерапия- йога пальцев. В организме человека циркулируют не только кровь и лимфа, но и энергия. Она движется по каналам, идущим от каждого органа к кончикам пальцев. Иногда происходит сбой, канал перекрывается и энергия не поступает в нужный орган. Это провоцирует болезнь. Чтобы устранить "поломку", следует активизировать энергию. Именно этому и служат мудры.

-дыхательные упражнения – способствуют развитию глубоко

Консультативная работа заключается в обеспечении непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.  

Консультативная работа включает:

- разработку индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения;

- консультирование учителей начальных классов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушения в речевом развитии;

- оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Последний раздел в логопедическом сопровождении -информационно-просветительская работа, целью которой  является: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса.

Осуществляя работу по данному направлению, логопед использует различные формы просветительской деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями;

- проводит тематические выступления для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений.

Таким образом, логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ является значимой вехой в коррекционном процессе. Оно развивает и корригирует речевое развитие школьников, формирует речевые предпосылки к усвоению школьной программы, позволяет решать задачу успешной социализации детей.

Своевременная и действенная коррекционная работа логопеда предупреждает, минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД).




 Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. В норме овладение звуковым строем языка заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Случается, что ребёнок остаётся неподготовленным к школьному обучению. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно - логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Основная форма логопедической деятельности – индивидуальные и подгрупповые занятия, которые ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении.  Система работы направлена на создание эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования. Специфика выбора конкретных задач зависит от индивидуальных особенностей детей.  В коррекционной работе с детьми используем следующие традиционные и нетрадиционные технологии здоровьесбережения:

- артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.

-  пальчиковые игры развивают ловкость и точность пальцев рук, развивают взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизируют их работу, помогают подготовить руку ребенка к письму, развивают координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Попутно ребёнок запоминает небольшие стихи. В ходе игры расширяются представления ребенка об окружающем мире, пополняется словарный запас. Пальчиковые игры улучшают внимание и память, помогают выработать терпение и усидчивость, развивают творческие способности и фантазию ребёнка.

- игры на развитие мелкой моторики развивают изолированные движения пальцев рук в работе с мелкими предметами (упражнения с бусинками, пуговицами, ракушками и т.д.) Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. лепка, штриховка, развитие элементарных графических навыков. Использование сухих бассейнов, стеклянных мольбертов и т. д.

 - биоэнергопластика направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение. Биоэнергопластика оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, улучшает внимание, память, мышление, речь. Используем в работе с детьми с 4 лет.

- кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.д. Уделяется особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходит на уровне спинного мозга. Упражнения используем в работе с детьми с 4 лет.

- Су-Джок терапия – регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и коррекции речевых нарушений. Су – кисть, Джок – стопа. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и др. Также используется ручной самомассаж пальцев. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.

- релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для коррекции речи. * мудротерапия- йога пальцев. В организме человека циркулируют не только кровь и лимфа, но и энергия. Она движется по каналам, идущим от каждого органа к кончикам пальцев. Иногда происходит сбой, канал перекрывается и энергия не поступает в нужный орган. Это провоцирует болезнь. Чтобы устранить "поломку", следует активизировать энергию. Именно этому и служат мудры.

-дыхательные упражнения – способствуют развитию глубокого вдоха и длительного выдоха; вырабатывают у детей умение правильно дышать в процессе речи.

- пескотерапия развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимает мышечную напряжённость, стабилизирует эмоциональное состояние, развивает творческие (креативные) действия, совершенствует зрительнопространственную ориентировку.



 

14 июня 2020 в 16:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.