МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

« Чтобы речь была красивой» . Рекомендации логопеда родителям

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается! 

В дошкольном возрасте даже самые незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме, какова бы она ни была: неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание, стоит отнестись со всей серьёзностью. Для этого вам, уважаемые родители, я рекомендую следующую работу:

*- контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление, говорить четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу;

*- озвучивайте любую ситуацию – но только, если вы видите, что ребенок это слышит и видит. Не надо говорить в пустоту, надо смотреть ребенку прямо в глаза. Необходимо, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.

*- не переусердствуйте! Не употребляйте слишком много длинных фраз, предъявляя малышу сразу большое количество заведомо незнакомых слов;

*- принимайте и поддерживайте желание ребенка вступить с вами в контакт. Если ребенок вообще не говорит – вовлекайте его в любые формы диалога, одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд).

- расширяйте словарный запас ребенка.

*- обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем - письму.

- читайте как можно больше ребенку коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку, так как дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали;

*- ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать Вашу поддержку. Вам необходимо поощрять успехи и достижения ребенка;

- верьте в силы вашего ребенка, верой и терпением вселяйте в него уверенность в исправлении ошибок.

*- отвечайте на вопросы детей. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы.

*- ребенку необходимо слышать себя и вас, так как речь развивается на основе подражания и самоподражания, поэтому во время совместного общения выключайте телевизор, магнитофон; 

*- если у малыша что-либо не получается – не фиксируете внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;

*- никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок является индивидуальностью;

*- не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту (логопеду) – помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.

*- если с вашим ребенком занимается специалист (логопед) – выполняйте все рекомендации и задания систематически и ежедневно, закрепляя полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Если Ваш ребенок посещает логопеда!

Уважаемые родители!

Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

 I. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

Последовательность постановки звуков:

свистящие [с], [з], [ц], [с’], [з’]; шипящие [ш]; сонорные [л]; шипящие [ж]; сонорные [р], [р’]; шипящие [ч], [щ].

3-й этап — автоматизация  - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

Автоматизация звука в слога:

[с], [з], [ш], [ж],[с’], [з’], [л] — автоматизируются сначала в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных; [ц],[ч], [щ], [л] — автоматизируются сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных; [р], [р’] — можно начинать атоматизировать с проторного анализа и параллельно вырабатывать вибрацию языка.

Атоматизация звуков в словах:

проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Автоматизация поставленных звуков в предложениях:

каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).

5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи  - в монологах, диалогах, играх, равлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

6.Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!

7.Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

8.Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.

9.Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!

11 июня 2021 в 11:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.