МБУ «Центр ППМСП» Суземского района
|
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « АВТОМАТИЗИРУЕМ ЗВУКИ В РЕЧИ»Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Чаще всего, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Постановка звука – это кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, а автоматизация звуков – тесное сотрудничество логопеда, ребенка и родителей. Параллельно автоматизации звуков вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью. Перед тем как начать работу по автоматизации звуков необходимо придерживаться некоторых правил: -систематичность: занятия должны быть систематическими, т.к так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения; -время: старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут; -поддержка: ребёнок нуждается в похвале , особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты - «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»; -задания: инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью! Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: - от проговаривания звука в слогах, - затем в словах, - в предложениях - и в самостоятельной речи. Вот примеры некоторых игр. Автоматизация звука в слогах. Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. . 1. «Кнопочки» Ребёнок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов 2.“Раз – шажок, два – шажок…” · Ребёнок указательным и средним пальцами шагает по нарисованным кружочкам, цветочкам, листочкам, проговаривая отрывисто нужный звук. (Можно использовать пальчиковый тренажёр «Твистер»). · Пальчики шагают по отверстиям по выложенным дорожкам из мелких камней, ракушек и т.п. · На пальчики надевают штампики. Ребёнок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет звук. 3.«Лабиринт» По нарисованному лабиринту (дорожке) ребёнок проводит пальчиком, проговаривая слоговые ряды. «Поднимись на горку»: поднимаемся на горку вверх – громко, чётко произносим слог, спускаемся вниз – тихо, шёпотом, чётко артикулируя звуки. 4.«Пальчики здороваются». Ребёнок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинцев, произнося при этом нужный звук или слог. Затем можно начать с больших пальцев и произносить другой слог. Или поочередно прикасаться большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог. Автоматизация звука в слове 1.«Улиточка» Ребёнок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки. Следить за чётким, правильным произношением звука. Например, закрепление звука [Р]: чётко называть картинки, спрятавшиеся в домике улитки. Какой звук часто встречается в названии этих картинок? Игры с мячом на автоматизацию звука в слове · Игра «Волшебная палочка» Взрослый задаёт слово, ребёнок заменяет первый звук в этих словах на автоматизируемый. Например на звук Ш: Тапки-шапки Жаль-шаль Губы-шубы Майка-шайка Мыло-шило Фланг-шланг Мах-шах Стык-штык «Назови маленький предмет». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка - …, угол - …, лошадь - …, лужа - … (для звука «Л»); шар - … , кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - … и др. (для звука «Ш»). «Назови ласково». Для звука «Р»: рука - …, сестра - …, брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … ; для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др. «Звуковой домик» Предлагается ряд картинок на заданный звук (звук стоит в начале, в середине, в конце слова). Ребенку необходимо положить картинку в нужное окошко, проговаривая слова со сложным звуком. Позиция звука в слове графически обоначена. (Игра подходит для дифференциации звука в слове) Например : Звук «Л» ЛУНА (звук стоит в начале слова-первое окошко), КОЛОС (середина слова- второе окошко), ОСЁЛ ( конец слова- третье окошко), Звук «Ш» ШАР (звук стоит в начале-первое окошко), КОШКА (в середине слова- второе окошко), МЫШЬ (в конце слова- третье окошко). «Слово – шаг», Когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад. «Звуковая дорожка» Пройти (проехать) по дорожке, на которой находится автоматизированный звук. (Повторяются слова по картинкам) Автоматизация звука в предложении Договаривание предложений по картинкам. Начинает проговаривать педагог, продолжает- ребенок. Повторяет ребенок. «Исправь предложения» Ребенку предлагается ряд предложений со смысловой ошибкой. Необходимо исправить ошибки, проговаривая предложения с трудным звуком. «Составь предложения по картинкам» Предлагается картинка. Ребенку нужно придумать простое предложение с трудным звуком.
В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Необходимо играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент. Игра позволяет сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д., конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и.
7 декабря 2021 в 14:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.