МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как интересно и полезно автоматизировать звуки в речи»

Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука

После постановки звукапереходят к этапу автоматизации.Автоматизацию звука проводят в определенной последовательности: сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука , затем слогов с этим звуком , далее - слова с этим звуком, фразы, тексты, самостоятельная речь.

Автоматизация нового звука в стихах (или в рассказах) – предпоследний этап автоматизации. После него можно приступать к исправлению произношения звука в самостоятельной речи ребенка. Отработка звука в стихах позволяет подготовить ребенка к использованию нового звука в повседневной жизни.

Итак, когда ребенок может правильно произносить звук в словах, специально подобранных словосочетаниях и предложениях, начинаем читать стихи.

На что следует обратить внимание, выбирая стихотворение ребенку?

 Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С – Ш, Ть – Ч, Р – Л) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребенок вместо С произносил Ф, постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук Ф).

Если ребенку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, С и Л), и если они встречаются в одном стихотворении – выберите тот звук, который вам сейчас важнее или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Л ставили позже, чем С, и звук С уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения и того и другого звука…

Старайтесь подбирать стихи, доступные пониманию ребенка, учитывайте его возраст и кругозор. Прочитайте стихотворение ребенку целиком, убедитесь, что смысл текста понятен. Если встретились незнакомые или непонятные слова – объясните их смысл ребенку. Понимание смысла облегчает произношение текста…..

Выбирайте стихи по интересам ребенка. Пусть они будут забавными, вызывающими положительные эмоции. Если стишок вызывает у ребенка отторжение, негативизм , возьмите другое стихотворение.

Не стоит очень маленькому ребенку давать стихи длинные (больше 8 строчек) – малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов.

Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях – это также усложняет восприятие смысла, снижает качество работы. После этого читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас. 

 Если же ребенку трудно запомнить и воспроизвести всю строчку сразу (он забывает часть строки, переставляет слова, или неправильно произносит отрабатываемый звукв некоторых словах) перейдите на вариант повторения по одному - два слова.Прочитайте так все стихотворение, затем – снова повторите построчно.

Читая ребенку текст, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук – тем самым вы облегчите ребенку процесс воспроизведения.

Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить «Сова», «Корова», «Дуб» - эти слова читаются так: «Сава, КАрова, ДуП».Логопедические тексты специально подобраны с учетом оглушения звонких звуков.

Не стоит заучивать стихи наизусть – внимание у ребенка одно, если мы отрабатываем звук, не нужно тратить интеллектуальные силы ребенка на запоминание текста.

Одно и то же стихотворение следует прочесть 4-5 раз, не подряд, а в течение нескольких дней. Кстати, те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. По сути, это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука.

Стихи на букву (звук) Б

ба-ба-ба, ба-ба-ба

— Мама, мама! Вон труба!

бу-бу-бу, бу-бу-бу

—  Ты и мне купи трубу,

би-би-би, би-би-би

—  Ты на этой потруби.

бу-бу-бу, бу-бу-бу

—  Дядя, дайте мне трубу,

бе-бе-бе, бе-бе-бе

потрубил я на трубе,

ба-ба-ба, ба-ба-ба

не нужна уже труба.

***

Бегемот разинул рот,

булки просит бегемот,

С. Маршак

Стихи на букву (звук) Ж

жа-жа-жа,  жа-жа-жа

Тут ежата у ежа. 

жу-жу-жу, жу-жу-жу

Как-то уж пришёл к ежу.

жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне  ежаток  покажи. 

жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ужами не дружу.

жа-жа-жа,  жа-жа-жа

Уж  уходит от ежа.

Стихи на букву (звук) З

Знакомы вам её угрозы.

Она всем нам грозит морозом,

хоть в снег закуталась сама.

Кто гостья грозная?- Зима.

 

Новый год

К нам придёт Новый год,

заведёт хоровод.

Зазвенят голоса,

засверкают глаза.

 

Стихи на букву (звук) Л

Туман

Убежало

молоко,

побежало

далеко,

по полям,

по лугам,

по лесам,

по городам.

Загрустил Аэрофлот,

не взлетает самолёт.

Пассажирам нелегко.

Убежало молоко.

Р. Сеф.

 

Стихи на букву (звук) Р

 

Барабан.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идёт отряд.

На парад идёт отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

полтора часа подряд.

А. Барто

Рыбки плавали, ныряли,

в прятки весело играли.

Но однажды буква А

в гости к рыбкам приплыла...

и сейчас же у реки

появились рыбаки!

Рыбкам сразу стало ясно:

с буквой А дружить опасно!

А. Шибаев

Стихи на букву (звук) С

Сосать сосульку — вот беда!

нам строго запрещается.

Но почему она тогда

СОСУЛЬКОЙ называется?
 А. Шибаев.

 Слонёнок удивил ребят,

Слоненок стал на самокат,

Немножко покатался –

И самокат сломался.

Г. Сапгир.

 

 

 

Стихи на букву (звук) Ц

Цветёт у птичника цветок -

Цветёт на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок…

- Цветок, ты кто? - Цыплёнок!

В. Лунин

Стихи на букву (звук) Ч

Утром дед спросил у внучки:

– Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

– Я не белоручка!

 

Стихи на букву (звук) Ш

 

Лягушки

У речушки, вдоль опушки,

мимо вспаханных полей

шли ленивые лягушки

в гости к бабушке своей.

И. Демьянов.

 

Стихи на букву (звук) Щ

 

Почтовый ящик

На скамейку я встаю,

еле ящик достаю.

Открываю ящик,

голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

письма настоящие.

Подготовила учитель-логопед МБУ « Центр ППМСП» Суземского района О.Н.Волкова

7 февраля 2022 в 11:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.