МБУ «Центр ППМСП» Суземского района
|
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как интересно и полезно автоматизировать звуки в речи»Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука После постановки звукапереходят к этапу автоматизации.Автоматизацию звука проводят в определенной последовательности: сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука , затем слогов с этим звуком , далее - слова с этим звуком, фразы, тексты, самостоятельная речь. Автоматизация нового звука в стихах (или в рассказах) – предпоследний этап автоматизации. После него можно приступать к исправлению произношения звука в самостоятельной речи ребенка. Отработка звука в стихах позволяет подготовить ребенка к использованию нового звука в повседневной жизни. Итак, когда ребенок может правильно произносить звук в словах, специально подобранных словосочетаниях и предложениях, начинаем читать стихи. На что следует обратить внимание, выбирая стихотворение ребенку? Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С – Ш, Ть – Ч, Р – Л) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребенок вместо С произносил Ф, постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук Ф). Если ребенку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, С и Л), и если они встречаются в одном стихотворении – выберите тот звук, который вам сейчас важнее или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Л ставили позже, чем С, и звук С уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения и того и другого звука… Старайтесь подбирать стихи, доступные пониманию ребенка, учитывайте его возраст и кругозор. Прочитайте стихотворение ребенку целиком, убедитесь, что смысл текста понятен. Если встретились незнакомые или непонятные слова – объясните их смысл ребенку. Понимание смысла облегчает произношение текста….. Выбирайте стихи по интересам ребенка. Пусть они будут забавными, вызывающими положительные эмоции. Если стишок вызывает у ребенка отторжение, негативизм , возьмите другое стихотворение. Не стоит очень маленькому ребенку давать стихи длинные (больше 8 строчек) – малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов. Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях – это также усложняет восприятие смысла, снижает качество работы. После этого читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас. Если же ребенку трудно запомнить и воспроизвести всю строчку сразу (он забывает часть строки, переставляет слова, или неправильно произносит отрабатываемый звукв некоторых словах) перейдите на вариант повторения по одному - два слова.Прочитайте так все стихотворение, затем – снова повторите построчно. Читая ребенку текст, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук – тем самым вы облегчите ребенку процесс воспроизведения. Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить «Сова», «Корова», «Дуб» - эти слова читаются так: «Сава, КАрова, ДуП».Логопедические тексты специально подобраны с учетом оглушения звонких звуков. Не стоит заучивать стихи наизусть – внимание у ребенка одно, если мы отрабатываем звук, не нужно тратить интеллектуальные силы ребенка на запоминание текста. Одно и то же стихотворение следует прочесть 4-5 раз, не подряд, а в течение нескольких дней. Кстати, те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. По сути, это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука. Стихи на букву (звук) Б
Стихи на букву (звук) Ж
Стихи на букву (звук) З Знакомы вам её угрозы. Она всем нам грозит морозом, хоть в снег закуталась сама. Кто гостья грозная?- Зима.
Новый год К нам придёт Новый год, заведёт хоровод. Зазвенят голоса, засверкают глаза.
Стихи на букву (звук) Л Туман Убежало молоко, побежало далеко, по полям, по лугам, по лесам, по городам. Загрустил Аэрофлот, не взлетает самолёт. Пассажирам нелегко. Убежало молоко. Р. Сеф.
Стихи на букву (звук) Р
Барабан. Левой, правой! Левой, правой! На парад идёт отряд. На парад идёт отряд. Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит полтора часа подряд. А. Барто Рыбки плавали, ныряли, в прятки весело играли. Но однажды буква А в гости к рыбкам приплыла... и сейчас же у реки появились рыбаки! Рыбкам сразу стало ясно: с буквой А дружить опасно! А. Шибаев Стихи на букву (звук) С Сосать сосульку — вот беда! нам строго запрещается. Но почему она тогда СОСУЛЬКОЙ называется?
Слонёнок удивил ребят, Слоненок стал на самокат, Немножко покатался – И самокат сломался. Г. Сапгир.
Стихи на букву (звук) Ц Цветёт у птичника цветок - Цветёт на паре тонких ног. Цветок пушист и звонок… - Цветок, ты кто? - Цыплёнок! В. Лунин Стихи на букву (звук) Ч Утром дед спросил у внучки: – Почему не моешь ручки? Отвечает внучка: – Я не белоручка!
Стихи на букву (звук) Ш
Лягушки У речушки, вдоль опушки, мимо вспаханных полей шли ленивые лягушки в гости к бабушке своей. И. Демьянов.
Стихи на букву (звук) Щ
Почтовый ящик На скамейку я встаю, еле ящик достаю. Открываю ящик, голубой, блестящий. Посыпались из ящика письма настоящие. Подготовила учитель-логопед МБУ « Центр ППМСП» Суземского района О.Н.Волкова 7 февраля 2022 в 11:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.