МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

 Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий! 

Как известно  на становление речи у малыша влияют следующие факторы:

 - наследственность;

- правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи;

- здоровая беременность и благополучные роды;

 - полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

. В норме речевое развитие ребёнка первых лет жизни выглядит так:

0 – 2 месяца. Крик. 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями. 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него. 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат. 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба». 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет». 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.

Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам. 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

КАК ПРАВИЛЬНО ФОРМИРОВАТЬ РЕЧЬ:

· Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.

· Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.

· Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.

· Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.

· Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.

· Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.

· Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).

· Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.

· «Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.

· Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.

· Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.

· Ставьте малышу детские песенки и сказки.

· Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.

· Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.

· Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».

· Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).

· Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.

· Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».

· Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!

· Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.

НА ЧТО следует ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, чтобы своевременно обратиться к специалистам:

  - К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;

- К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;

- К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;

- К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

- К концу 9-го месяца отсутствует лепет, и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

- К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

- К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

- К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

- К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;

- К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;

- В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

Если вы заметили у своего ребёнка один или несколько из вышеописанных проявлений, следует незамедлительно обратиться к специалистам.

12 апреля 2022 в 15:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.