МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

Консультация для родителей на тему « Дифференциация звуков с и ш в речи дошкольников»

Довольно часто в речи дошкольников происходит смешение звуков, похожих по артикуляции. Так, например, малыши не различают в речи свистящие и шипящие звуки. В данном случае нужно суметь научить ребёнка различать похожие по артикуляции звуки в речи, то есть отдифференцировать их в речи. Главная задача дифференциации звуков [С – Ш] заключается в том, чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Дифференцируя звуки, мы учим ребенка различать смешиваемые звуки, учим правильно использовать и произносить их. Это достигается путем специальных упражнений. Прежде всего нужно уточнить артикуляцию звуков.

Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [С – Ш] необходимо выполнить комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш

Дифференциацию звуков [С-Ш] начинаем только тогда, когда смешиваемые звуки правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях, т. е., когда они полностью автоматизированы. На этапе дифференциации сложность речевого материала нарастает постепенно. Дифференциация звуков проходит последовательно.

Артикуляция звука [с]:

· Губы находятся в легкой улыбке, при этом нижние и верхние резцы слегка обнажены.

· Между зубами есть небольшая щель (1-2 мм).

· Кончик языка широко распластан. Он упирается в нижние резцы.

· Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом выгнута.

· Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха.

· Воздушная струя сильная.

· Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость.

· Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Артикуляция звука [ш]:

· Губы находятся в полуулыбке;

· Рот приоткрыт. между зубами есть щель (3-5 мм);

· Кончик языка широко распластан. Он поднят к краю твердого неба;

· Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом поднимается и оттягивается назад;

· Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха;

· Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость;

· Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С – Ш]  В ИЗОЛИРОВАННОМ ЗВУЧАНИИ

Дифференциация звуков [С – Ш] ведется одновременно. Начинаем работу с дифференциации звуков [С – Ш] в изолированном звучании.  Произносим звуки [С – Ш] попеременно или в разной последовательности. Для опоры используем схематическое изображение звуков [С – Ш]: С – «НАСОС», Ш – «ЗМЕЯ».

Упражнения «насос – змея»: С – Ш, С – Ш, С – Ш…/ С – С, Ш – С, Ш – Ш, С – Ш

В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Для дифференциации звуков [С – Ш] в прямых слогах группируйте сочетания слогов парами или тройками в любой последовательности.

Например: повтори слоги, следи за положением языка и губ.

С – язык внизу, за нижними зубами,  губы – в улыбке, холодная струя воздуха;
Ш – язык вверху в форме «чашечки»,  губы круглые, «бублик», теплая струя воздуха.

 СА-ША ША-СА    СА-СА-ША     ША-ША-СА

 СО-ШОШО-СО     СА-ША-ША     ША-СА-СА

 СУ-ШУ      ШУ-СУ  СА-ША-СА      ША-СА-ША

 СЫ-ШИШИ-СЫ

В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Дифференциация звуков [С – Ш] в обратных слогах: группируйте сочетания слогов парами или тройками в любой последовательности и с различными гласными.

Например: повтори слоги, следи за положением языка и губ.

АС – АШ     ЕС – ЕШ     АС-АС-АШ

ОС – ОШЁС – ЁШ ОС-ОШ-ОШ

УС – УШЮС – ЮШ   УС-УШ-УС

ИС – ИШЯС – ЯШ     ИШ-ИС-ИШ

В ИНТЕРВОКАЛЬНЫХ СЛОГАХ

Дифференциация звуков [С – Ш] в интервокальных слогах. Это задания на чтение слогов с двумя гласными и согласной между ними.

Например: повтори (прочитай) слоги, следи за положением языка и губ.

АСА – АША ОСА – ОША УСА – УША ЫСА – ЫША

АСО – АШООСО – ОШО УСО – УШО ЫСО – ЫШО

АСУ – АШУ ОСУ – ОШУ        УСУ – УШУ ЫСУ – ЫШУ

АСЫ – АШИ ОСЫ – ОШИУСЫ – УШИ ЫСЫ – ЫШИ

В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

Дифференциация звуков [С – Ш]  в закрытых слогах помогает ребенку дифференцировать звуки [С – Ш] одновременно в конце и начале слогов, слов.

Например: повтори (прочитай) слоги, следи за положением языка и губ.

САШ – ШАС СОШ – ШОС 

СУШ – ШУС СЫШ – ШИС

В СЛОВАХ

Сложность дифференциации звуков [С – Ш] продолжает нарастать от слогов к словам. Ребенку необходимо четко произносить звуки в словах. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые слова, то обязательно покажите ребенку картинки/видео, и объясните значение данного слова.

ЗВУКИ [С – Ш] В НАЧАЛЕ СЛОВА

СУТКИ – ШУТКИ      СУМЕТЬ – ШУМЕТЬ    СТУКИ – ШТУКИ

СТЫК – ШТЫК           СЫТЫЙ – ШИТЫЙ       САЙКА – ШАЙКА

СУД – ШУТ                 СОВ – ШОВ                  СПИТ – ШИПИТ

СПОРЫ – ШПОРЫ     СТИЛЬ – ШТИЛЬ         СОЛИ – ШАЛИ

ЗВУКИ [С – Ш] В СЕРЕДИНЕ  СЛОВА

УСЫ – УШИ               МАСКА – МАШКА     ИРИСКА – ИРИШКА

УСАТ – УШАТ          МАССА – МАШАБАСЕНКА – БАШЕНКА

ПАСУ – ПАШУ           ПЕСКИ – ПЕШКИНОСИТЬ – НАШИТЬ

МИСКА – МИШКАКАСКА – КАШКАПРОСИТЬ – ПРОШИТЬ

БАСНЯ – БАШНЯКИСКИ – КИШКИМИСКА – МИШКА

ПОСОЛ – ПОШЁЛПАСЛИ – ПОШЛИПРОСО – ПРОША

ЗВУКИ [С – Ш] В КОНЦЕ СЛОВА

НАС – НАШ     БРОСЬ – БРОШЬ

ВАС – ВАШ    ПЛЮС – ПЛЮШ

КИС – КЫШ     МЫС – МЫШЬ

ЗВУКИ [С – Ш] В ОДНОМ СЛОВЕ

СА-ША, СУ-ШУ, СУ-ША, СО-ШЁЛ, СУ-ШИТЬ,  ШЕ-ЛЕСТ,
ШОС-СЕ, СУШ-КА, СОШ-КА, САШ-КА, СКО-ШУ, СТИ-ШОК, ШЕС-ТОК, СПЕ-ШИТЬ, СМЕШ-НАЯ, СПЕШ-КА, СПЛОШ-НОЙ, ШАНС, ШЕСТ, СШИТЬ, СУ-ШЁ-НЫЙ, СА-ШЕНЬ-КА,
СЫ-НИШ-КА, ДУ-ШИС-ТЫЙ, ПУ-ШИС-ТЫЙ, МА-ШИ-НИСТ, ШАХ-МА-ТИСТ, ПАС-ТУШ-КА, ПАС-ТУ-ШОК, ПУС-ТЫШ-КА, СТА-РУШ-КА, ВЕС-НУШ-КИ, СОЛ-НЫШ-КО, ПОС-ЛУШ-НЫЙ, РАС-ПУ-ШИЛ, ШЕСТ-ВИ-Е, РАС-ШУ-МЕЛ-СЯ,
ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИ-Е.

В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Ребенку необходимо четко произносить звуки в словосочетаниях. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые словосочетания, то обязательно покажите ребенку картинку/видео, и объясните значение данного выражения.

СОСНОВАЯ ШИШКА, СОННАЯ КОШКА, СОНИНА ШУБА, ВЫСОКИЙ ШЕСТ, ЯШИНЫ САНИ, ДУШИСТЫЙ КУСТ, ПЫШНОЕ ТЕСТО, ДУШИСТОЕ СЕНО, ШЁЛКОВАЯ  КОСЫНКА

В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Ребенку необходимо четко произносить звуки в предложениях. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые предложения, то обязательно покажите ребенку картинку/видео, и объясните значение данного выражения.

ПРИМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ 3-Х СЛОВ:

САША ЕСТ СУШКИ. У МАШИ - САНКИ. НА СОСНЕ - ШИШКИ.

ПРИМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ 4 СЛОВ:

У НАТАШИ - СЫН САША. САША СПЕШИТ К БАБУШКЕ. ПОСУДА СТОИТ В ШКАФУ.

ПРИМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ 5 СЛОВ:

САША КАТАЕТ СОНЮ НА САНКАХ. САША ЕСТ КАШУ ИЗ МИСКИ. ПОД СОСНОЙ ДЕТИ ИЩУТ ШИШКИ.

ПРИМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ 6 СЛОВ:

СМЕШНЫЕ ШУТКИ - У СОНИ И МИШУТКИ. СОНЯ И САША ЕДУТ В ПУТЕШЕСТВИЕ. В САШИНОЙ КОМНАТЕ СТОИТ ДУБОВЫЙ ШКАФ.

ПРИМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ 7 СЛОВ:

У ВЫСОКОЙ СОСНЫ СТОЯТ МАША И ДАША. 

САША С ДЕДУШКОЙ ПОСАДИЛИ ШЕСТЬ КУСТОВ ШИПОВНИКА.

В ЧИСТОГОВОРКАХ

СА – ША – СА - ША  - САША МОЕТ МАЛЫША.

ШО – СО – ШО - СО-  МИША КАТИТ КОЛЕСО.

ВО ФРАЗАХ

НАДОЕДЛИВЫЕ МОШКИ НЕ ДАЮТ УСНУТЬ АЛЁШКЕ.

НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ СТОИТ СОСНОВАЯ ИЗБУШКА.

В СКОРОГОВОРКАХ

Скороговорки — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний. Скороговорки намного сложнее в произносительном отношении, чем чистоговорки. В них звуки меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга. Разучивать новую скороговорку надо в спокойном темпе, и, лишь овладев ее правильным произнесением, можно попытаться сказать ее быстро.

Произносить (читать) скороговорки сначала надо в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе.

ВЫМЫЛИ МЫШКИ МИСКИ ДЛЯ МИШКИ.

ШЕСТЬ МЫШЕЙ НЕСЛИ ШЕСТЬ ГРОШЕЙ.

ШЕЛ СТАС ПО ШОССЕ К САШЕ В ШАШКИ ИГРАТЬ.

В СТИХАХ

ПУШИСТЫЙ УШАСТИК,

УШАСТЫЙ ПУШОК

ПО ОПУШКЕ СКОК-ПОСКОК.

ШИШКИ СКОЛЬЗКИЕ ШУРШАЛИ.

ШУМНО ШЛЁПАЛИСЬ С СОСНЫ.

СЛОЕМ СНЕГА, СЛОВНО ШАЛЬЮ,

СКРОЕТ ШИШКИ ДО ВЕСНЫ.

В ТЕКСТАХ

Взрослый читает ребенку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

"ПУШОК И МАШКА"

У САШИ СОБАКА ПУШОК. У ДАШИ – КОШКА МАШКА. ПУШОК ЛЮБИТ КОСТОЧКИ, А МАШКА – МЫШЕК. ПУШОК СПИТ У САШИНЫХ НОГ, А МАШКА – НА КУШЕТКЕ. ДАША САМА ШЬ Т ДЛЯ МАШКИ ПОДУШКУ. МАШКА БУДЕТ СПАТЬ НА ПОДУШКЕ.

Вопросы:

Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок: Что любит Машка? Где спит Пушок? Где спит Машка? Что шьет Даша Машке? Где будет спать Машка?

10 мая 2022 в 11:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.