МБУ «Центр ППМСП» Суземского района
|
Консультация для родителей на тему « Дифференциация звуков с и ш в речи дошкольников»Довольно часто в речи дошкольников происходит смешение звуков, похожих по артикуляции. Так, например, малыши не различают в речи свистящие и шипящие звуки. В данном случае нужно суметь научить ребёнка различать похожие по артикуляции звуки в речи, то есть отдифференцировать их в речи. Главная задача дифференциации звуков [С – Ш] заключается в том, чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Дифференцируя звуки, мы учим ребенка различать смешиваемые звуки, учим правильно использовать и произносить их. Это достигается путем специальных упражнений. Прежде всего нужно уточнить артикуляцию звуков. Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [С – Ш] необходимо выполнить комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш Дифференциацию звуков [С-Ш] начинаем только тогда, когда смешиваемые звуки правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях, т. е., когда они полностью автоматизированы. На этапе дифференциации сложность речевого материала нарастает постепенно. Дифференциация звуков проходит последовательно. Артикуляция звука [с]: · Губы находятся в легкой улыбке, при этом нижние и верхние резцы слегка обнажены. · Между зубами есть небольшая щель (1-2 мм). · Кончик языка широко распластан. Он упирается в нижние резцы. · Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом выгнута. · Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха. · Воздушная струя сильная. · Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость. · Голосовые связки разомкнуты (голоса нет). Артикуляция звука [ш]: · Губы находятся в полуулыбке; · Рот приоткрыт. между зубами есть щель (3-5 мм); · Кончик языка широко распластан. Он поднят к краю твердого неба; · Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом поднимается и оттягивается назад; · Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха; · Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость; · Голосовые связки разомкнуты (голоса нет). ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С – Ш] В ИЗОЛИРОВАННОМ ЗВУЧАНИИ Дифференциация звуков [С – Ш] ведется одновременно. Начинаем работу с дифференциации звуков [С – Ш] в изолированном звучании. Произносим звуки [С – Ш] попеременно или в разной последовательности. Для опоры используем схематическое изображение звуков [С – Ш]: С – «НАСОС», Ш – «ЗМЕЯ». Упражнения «насос – змея»: С – Ш, С – Ш, С – Ш…/ С – С, Ш – С, Ш – Ш, С – Ш В ПРЯМЫХ СЛОГАХ Для дифференциации звуков [С – Ш] в прямых слогах группируйте сочетания слогов парами или тройками в любой последовательности. Например: повтори слоги, следи за положением языка и губ. С – язык внизу, за нижними зубами, губы – в улыбке, холодная струя воздуха;
СА-ША ША-СА СА-СА-ША ША-ША-СА СО-ШОШО-СО СА-ША-ША ША-СА-СА СУ-ШУ ШУ-СУ СА-ША-СА ША-СА-ША СЫ-ШИШИ-СЫ В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Дифференциация звуков [С – Ш] в обратных слогах: группируйте сочетания слогов парами или тройками в любой последовательности и с различными гласными. Например: повтори слоги, следи за положением языка и губ. АС – АШ ЕС – ЕШ АС-АС-АШ ОС – ОШЁС – ЁШ ОС-ОШ-ОШ УС – УШЮС – ЮШ УС-УШ-УС ИС – ИШЯС – ЯШ ИШ-ИС-ИШ В ИНТЕРВОКАЛЬНЫХ СЛОГАХ Дифференциация звуков [С – Ш] в интервокальных слогах. Это задания на чтение слогов с двумя гласными и согласной между ними. Например: повтори (прочитай) слоги, следи за положением языка и губ. АСА – АША ОСА – ОША УСА – УША ЫСА – ЫША АСО – АШООСО – ОШО УСО – УШО ЫСО – ЫШО АСУ – АШУ ОСУ – ОШУ УСУ – УШУ ЫСУ – ЫШУ АСЫ – АШИ ОСЫ – ОШИУСЫ – УШИ ЫСЫ – ЫШИ В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ Дифференциация звуков [С – Ш] в закрытых слогах помогает ребенку дифференцировать звуки [С – Ш] одновременно в конце и начале слогов, слов. Например: повтори (прочитай) слоги, следи за положением языка и губ. САШ – ШАС СОШ – ШОС СУШ – ШУС СЫШ – ШИС В СЛОВАХ Сложность дифференциации звуков [С – Ш] продолжает нарастать от слогов к словам. Ребенку необходимо четко произносить звуки в словах. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые слова, то обязательно покажите ребенку картинки/видео, и объясните значение данного слова. ЗВУКИ [С – Ш] В НАЧАЛЕ СЛОВА СУТКИ – ШУТКИ СУМЕТЬ – ШУМЕТЬ СТУКИ – ШТУКИ СТЫК – ШТЫК СЫТЫЙ – ШИТЫЙ САЙКА – ШАЙКА СУД – ШУТ СОВ – ШОВ СПИТ – ШИПИТ СПОРЫ – ШПОРЫ СТИЛЬ – ШТИЛЬ СОЛИ – ШАЛИ ЗВУКИ [С – Ш] В СЕРЕДИНЕ СЛОВА УСЫ – УШИ МАСКА – МАШКА ИРИСКА – ИРИШКА УСАТ – УШАТ МАССА – МАШАБАСЕНКА – БАШЕНКА ПАСУ – ПАШУ ПЕСКИ – ПЕШКИНОСИТЬ – НАШИТЬ МИСКА – МИШКАКАСКА – КАШКАПРОСИТЬ – ПРОШИТЬ БАСНЯ – БАШНЯКИСКИ – КИШКИМИСКА – МИШКА ПОСОЛ – ПОШЁЛПАСЛИ – ПОШЛИПРОСО – ПРОША ЗВУКИ [С – Ш] В КОНЦЕ СЛОВА НАС – НАШ БРОСЬ – БРОШЬ ВАС – ВАШ ПЛЮС – ПЛЮШ КИС – КЫШ МЫС – МЫШЬ ЗВУКИ [С – Ш] В ОДНОМ СЛОВЕ СА-ША, СУ-ШУ, СУ-ША, СО-ШЁЛ, СУ-ШИТЬ, ШЕ-ЛЕСТ,
В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ Ребенку необходимо четко произносить звуки в словосочетаниях. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые словосочетания, то обязательно покажите ребенку картинку/видео, и объясните значение данного выражения. СОСНОВАЯ ШИШКА, СОННАЯ КОШКА, СОНИНА ШУБА, ВЫСОКИЙ ШЕСТ, ЯШИНЫ САНИ, ДУШИСТЫЙ КУСТ, ПЫШНОЕ ТЕСТО, ДУШИСТОЕ СЕНО, ШЁЛКОВАЯ КОСЫНКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Ребенку необходимо четко произносить звуки в предложениях. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые предложения, то обязательно покажите ребенку картинку/видео, и объясните значение данного выражения. ПРИМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ 3-Х СЛОВ: САША ЕСТ СУШКИ. У МАШИ - САНКИ. НА СОСНЕ - ШИШКИ. ПРИМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ 4 СЛОВ: У НАТАШИ - СЫН САША. САША СПЕШИТ К БАБУШКЕ. ПОСУДА СТОИТ В ШКАФУ. ПРИМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ 5 СЛОВ: САША КАТАЕТ СОНЮ НА САНКАХ. САША ЕСТ КАШУ ИЗ МИСКИ. ПОД СОСНОЙ ДЕТИ ИЩУТ ШИШКИ. ПРИМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ 6 СЛОВ: СМЕШНЫЕ ШУТКИ - У СОНИ И МИШУТКИ. СОНЯ И САША ЕДУТ В ПУТЕШЕСТВИЕ. В САШИНОЙ КОМНАТЕ СТОИТ ДУБОВЫЙ ШКАФ. ПРИМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ 7 СЛОВ: У ВЫСОКОЙ СОСНЫ СТОЯТ МАША И ДАША. САША С ДЕДУШКОЙ ПОСАДИЛИ ШЕСТЬ КУСТОВ ШИПОВНИКА. В ЧИСТОГОВОРКАХ СА – ША – СА - ША - САША МОЕТ МАЛЫША. ШО – СО – ШО - СО- МИША КАТИТ КОЛЕСО. ВО ФРАЗАХ НАДОЕДЛИВЫЕ МОШКИ НЕ ДАЮТ УСНУТЬ АЛЁШКЕ. НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ СТОИТ СОСНОВАЯ ИЗБУШКА. В СКОРОГОВОРКАХ Скороговорки — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний. Скороговорки намного сложнее в произносительном отношении, чем чистоговорки. В них звуки меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга. Разучивать новую скороговорку надо в спокойном темпе, и, лишь овладев ее правильным произнесением, можно попытаться сказать ее быстро. Произносить (читать) скороговорки сначала надо в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. ВЫМЫЛИ МЫШКИ МИСКИ ДЛЯ МИШКИ. ШЕСТЬ МЫШЕЙ НЕСЛИ ШЕСТЬ ГРОШЕЙ. ШЕЛ СТАС ПО ШОССЕ К САШЕ В ШАШКИ ИГРАТЬ. В СТИХАХ ПУШИСТЫЙ УШАСТИК, УШАСТЫЙ ПУШОК ПО ОПУШКЕ СКОК-ПОСКОК. ШИШКИ СКОЛЬЗКИЕ ШУРШАЛИ. ШУМНО ШЛЁПАЛИСЬ С СОСНЫ. СЛОЕМ СНЕГА, СЛОВНО ШАЛЬЮ, СКРОЕТ ШИШКИ ДО ВЕСНЫ. В ТЕКСТАХ Взрослый читает ребенку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его. "ПУШОК И МАШКА" У САШИ СОБАКА ПУШОК. У ДАШИ – КОШКА МАШКА. ПУШОК ЛЮБИТ КОСТОЧКИ, А МАШКА – МЫШЕК. ПУШОК СПИТ У САШИНЫХ НОГ, А МАШКА – НА КУШЕТКЕ. ДАША САМА ШЬ Т ДЛЯ МАШКИ ПОДУШКУ. МАШКА БУДЕТ СПАТЬ НА ПОДУШКЕ. Вопросы: Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок: Что любит Машка? Где спит Пушок? Где спит Машка? Что шьет Даша Машке? Где будет спать Машка? 10 мая 2022 в 11:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.