МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « ЧТО ТАКОЕ ДИСЛАЛИЯ?»

 Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Это значит, что отклонение не связано с нарушением слуха или повреждениями головного мозга. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.

Дислалия у детей проявляется отсутствием звуков в речи, либо происходит их замена, смешение или искажение. При наличии подобной симптоматики обязательно проведение логопедического обследования с целью изучения подвижности, строения речевого аппарата, обследования фонетического слуха. Важно понимать, что коррекция дислалии должна проводиться своевременно, потому что это нарушение может привести к дислексии и дисграфии, при этом оно серьезно затрудняет коммуникацию ребенка с окружающими его людьми.

Дислалия считается наиболее часто встречающимся нарушением речи у детей. Характеризуется оно нарушением произношения звуков, а также патологическим их употреблением. При этом органические патологии слуха и нервной системы отсутствуют.

Наибольший процент детей с дислалией выявляется именно в дошкольный период. Особенность дислалии заключается в том, что ребенок может использовать все падежи правильно, его словарный запас будет находится на нормальном уровне, и он может выговаривать до 90% звуков, но иметь серьезные проблемы с оставшимися 10%. Это говорит об избирательности данного нарушения.

Специалисты выделяют две основные формы дислалии – функциональную и механическую (органическую).

Функциональная дислалия проявляется в нарушении воспроизведения фонем, при этом нарушения артикуляционного аппарата отсутствуют.

От несформированности тех или иных звуков, можно выделить следующие виды дислалии:

Акустико-фонематическая дислалия. Ребенок не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносятся правильно, но встречаются либо пропуски, либо замены звуков. Артикуляторно-фонематическая дислалия. Наблюдается нарушение фонематического слуха, поэтому ребенок использует «неправильные» звуки при произношении. Артикуляторно-фонетическая дислалия. Характеризуется нарушениями звукового оформления речи из-за неправильно сложившихся артикуляторных позиций. При этом ребенок правильно воспринимает звуки на слух.

Существует классификация нарушения и по степени тяжести – простая и сложная дислалия. При простой нарушено от 1 до 4 звуков, при сложной – более 4.

В каждой из этих категорий можно выделить виды дислалии по тому, какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все проблемные звуки находятся в одной группе (свистящие или только шипящие), то это мономорфная дислалия, а если из разных, то полиморфная:

Ротацизм – проблемы со звуком Р и Р’. Ламбдацизм – Л и Л’. Йотацизм – проблемы со звуком Й. Сигматизм – проблемы с произношением и свистящих, и шипящих звуков. Каппацизм – К и К’. Гаммацизм – Г и Г’. Хиттизм – проблемы с Х.

Механическая дислалия (органическая) обусловлена органическими патологиями органов речи:

Короткая уздечка языка. Нарушенная зубочелюстная система. Сюда могут быть включены различные патологии: неправильный прикус, слишком развития верхняя челюсть по сравнению с нижней, большой промежуток при смыкании челюстей и т.д. Слишком массивный язык (макроглоссия) или, напротив, слишком узкий и маленький (микроглоссия). Утолщенные губы с ограничением их подвижности. Неправильно сформированное нёбо (узкое, плоское, высокое)

Причины  данного нарушения бывают органическими и функциональными. Органические – это патологии органов речи (зубов, языка и т.д.).

К функциональным относятся те причины, которые не связаны с анатомическими дефектами, но они негативно влияют на развитие речи:

Биологические. Сюда входит энцефалопатия, общая слабость, когда ребенок часто болеет. Различные нарушения психоэмоциональной сферы, которые приводят к отставанию формирования фонематического слуха, задержке психоречевого развития и т.д. Социальные. Сюда входит педагогическая запущенность, наличие в окружении ребенка людей, имеющих различные расстройства речи. Негативное влияние на речь ребенка оказывает «сюсюканье» родителей, а также билингвизм в окружении.

Нарушения звукопроизношения при дислалии сводятся к следующим дефектам: замены, пропуски, смешения и искажения звуков.

Ребенок может заменять фонемы на произвольные, хаотично, вне зависимости от структуры слова.

Под пропуском звука понимается его полное выпадение в той или иной позиции: в начале, середине или в конце слова.

Под смешением звуков понимается такое нарушение, когда постоянно путаются два правильно произносимых звука в речевом потоке.

Искажение – это ненормативное произношение, использование в речи звуков, которые отсутствуют в фонетической системе русского языка. Как правило, такие нарушения встречаются при механической дислалии.

Коррекция состоит из нескольких этапов: подготовительный, этап формирования первичных произносительных навыков, а также коммуникативных навыков.

Этапы логопедической коррекции. Логопедическая коррекция у детей с дислалией осуществляется поэтапно, так как каждый этап работы решает определенные педагогические задачи, подчиненные общей цели - исправления дефекта произнесения.

Исходя из цели и задачи логопедического воздействия, можно выделить три этапа работы:

1. подготовительный;

2. формирование первичных произносительных умений и навыков;

3. формирование коммуникативных умений и навыков

Подготовительный этап. Основная цель - это включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Основная цель - сформировать первоначальные умения правильного произнесения звуков на специально подобранном речевом материале. Существует три способа постановки звука:

1. По подражанию (имитационный) - он основан на сознательных попытках найти артикуляцию, позволяющую произнести неискаженный звуков.

2. С механической помощью - основан на внешнем механическом воздействии на артикуляционные органы специальными зондами или шпателями.

3. Смешанный - основан на совмещении двух предыдущих, ведущую роль в нем играет подражание и объяснение, а механическая помощь используется дополнительно. За постановкой звуков следует процесс его автоматизации и представляет собой процесс тренировочных упражнений со специально подобранными словами, расположенными в таком порядке, чтобы трудности при произнесении поставленного звука возрастала и не содержит нарушенных звуков.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Основная цель - сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Здесь широко используется тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Случаи сложных или комбинированных функциональных и механических дислалий требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности в исправлении звуков, а также представления о том , какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться

6 октября 2022 в 12:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.