МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

Консультация для внимательных родителей « Учимся различать звуки на слух»

 Речь – одна из важнейших психических функций, оказывающая влияние на формирование познавательных процессов ребенка и на его общее развитие. Речь лежит в основе владения грамотой и всеми другими дисциплинами. Наряду с другими факторами она развивает у ребенка слуховое внимание, формирует фонематический слух, правильное звукопроизношение. Умение сосредоточиться на звуке, различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь) называется фонематическим слухом. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка.

Чтобы ребенок слышал в своей речи, исправлял себя, научился писать без ошибок и овладел навыками звукового анализа слов важно играть с ним в игры, которые способствуют развитию фонематического восприятия.

Узнавание неречевых звуков.

Игра «Найди игрушку»

Ребенку предлагается закрыть глаза. Спрячьте игрушку (за штору, за диван, в шкаф) и предложите найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (барабан). Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука должна меняться плавно – от сильного к среднему, и тихому.

Игра «Два зайчика»

На столе два игрушечных зайчика – большой и маленький. Ребенку объясняют и показывают, как играет на барабане большой зайчик, у которого много силы – ГРОМКО И СИЛЬНО, и как маленький зайчик – ТИХО. Затем игрушки закрываются ширмой и за ней воспроизводят то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен определить и сказать (показать, который из зайцев только что играл. (Эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мишками, обезьянками).

Игра «Что ты слышишь?»

Познакомить ребенка со звуками, которые издают различные предметы:

удар мяч о пол; перелистывание книги; резание ножницами и т. д.

Затем эти же действия, но в другой последовательности, можно производить за  ширмой. Ребенок должен как можно полнее и точнее рассказать, что он слышит каждый раз.

Игра "Узнай по голосу".

Перед ребенком выкладываются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы и теленка (му-му); козы и козленка (бе-бе); свиньи и поросенка (хрю-хрю); гуся и гусенка (га-га); кошки и котенка (мяу-мяу) и т. д.

Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок).

Ребенок, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит и поднимает соответствующую картинку (например, коровы или теленка).

Отличный вариант для развития слухового восприятия — это подвижные игры.

Подвижные игры для развития фонематического слуха

Игра «Дождик».

Так же как и предыдущая, игра стимулирует развитие речи, координации, слухового внимания. В ходе игры также устанавливают стулья – меньше, чем количество детей – после чего зачитывают стихотворение, заранее предупреждая малышей, на какой фразе нужно занять стул. Кто не успеет этого сделать, тот проиграет.

Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Быстро – медленно 

Под громкие, редкие удары в бубен дети идут, подражая медведю, - медленно, на внешней стороне стопы; под тихие, частые удары - бегут на цыпочках, словно мышки.

Третий уровень - различаем близкие по звучанию слова

Верно-неверно.

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Доскажи словечко.

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его…. (белка).

Ты не бойся - это гусь,

Я сама его…. (боюсь).

Шутки – небылицы.

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

2. Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

3. Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

Четвертый уровень – различение слогов.

Похлопаем.

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. (Если ребенок затрудняется посчитать слоги, можно предложить ему подставить руку к подбородку)

Что лишнее?.

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па»«фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Чистоговорки.

Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол. (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко. (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле. (ти).

Де-де-те - сядем в темно. (те).

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Пятый уровень – различение звуков.

На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Звук заблудился.

Прочитайте ребенку стишок, в котором последнее слово зарифмовано, но не соответствует общему смыслу. Малыш должен исправить его и закончить предложение словом более подходящим, определив, какая буква была пропущена.

Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла. пу (лампу).

На арену вышли. игры (тигры,

Мы от страха все притихли.

Землю роет старый к. от (крот,

Под землею он живет.

Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов. Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим выделять последний согласный звук в слове,

Пальчиковая гимнастика для развития фонематического слуха.

Как ни странно, пальчиковая гимнастика также может ускорить развитие фонематического слуха у детей. Играть с малышом можно, тренируя разгибание пальцев, таким образом, чтобы поспособствовать развитию слухового внимания. Можно предложить малышу сжимать ладони в кулачок, поочередно сгибая пальцы на каждой из рук. Чтобы малышу было интереснее, каждому пальчику можно дать имя.

Желаю Вам удачи в совместных играх с детьми!

13 марта 2023 в 13:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.