МБУ «Центр ППМСП» Суземского района
|
«Речевая готовность ребенка к школе»Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков. Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями. Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация. Все предпосылки к овладению учебной деятельностью формируются задолго до поступления в школу, где ребенок будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения. Какое значение имеет речевое развитие при подготовке к школе? Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль, как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную. Примерно в возрасте 5-6 лет ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), ребенок должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале. К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов. Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам. Что означает речевая готовность к школе Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, которые вы видите на слайде. 1. Умение слушать и слышать других Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя. 2. Сформированность звуковой стороны речи Сформированность фонетической стороны речи предусматривает: · умение четко и внятно произносить все звуки речи; · возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания; · умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации). Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв. 3. Умение различать звуки речи на слух В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан». 4. Функции языкового анализа и синтеза Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются: · Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове. · Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»). · Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»). · Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ). · Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ). Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза. Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов. Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов. 5. Словарный запас Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение. В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д. Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией. Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» - это конфеты и т.д. На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» - «большой, «крошечный» - «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы. В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают. Речевая готовность к школе определяется следующими навыками: · умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов; · употребление в связной речи слов с обобщающим значением; · умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая); · умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.); · умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор); · понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький); · понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный); · понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба); · понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»); · понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»); · умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка). Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала. 6. Грамматический строй речи Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.). Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе: · использование развернутой фразовой речи; · работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д. · умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке; · пересказ текста с сохранением его смыслового содержания. 7. Связная речь Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным. Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам: · поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка; · нормальное общение со сверстниками и взрослыми; · умение развернуто описывать окружающие предметы; · внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось); · умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас; · умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины. Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды. Совершенно очевидно, что решение этих задач возможно только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с воспитателями, Часто в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, мы применяем принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме учебных заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у ребят навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Взрослый учит с детьми стихи, отгадывает загадки, выполняет упражнения, способствующие общему развитию в рамках одной темы (как правило, одна тема рассчитана на одну неделю) Для чего нужны лексические темы?Педагоги планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени дошкольники обучаются по какой-то одной лексической теме. Содержание всей коррекционной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных бытовых ситуациях, в семье при выполнении с родителями логопедических заданий. Таким образом, обучение проходит гораздо успешнее. На слайдах вы видите некоторые примеры нашего взаимодействия. Так же тесно работаем с воспитателями по подготовке к обучению грамоте. Порядок изучения звуков и букв, в процессе подготовки к обучению грамоте у детей с нарушениями речи иной, чем при работе с дошкольниками с нормальным речевым развитием. Он подчинен доступности усвоения звуков в произношении детьми с речевой патологией. В первую очередь изучаются те звуки, а затем и буквы, которые по своей артикуляции представляют наименьшую трудность и произносятся детьми в основном правильно. Работу начинаем с гласных звуков и букв, т.к. артикуляция звуков яркая и понятная детям! Гласный несет смыслоразличительную роль слова. Далее подбираем упражнения на сочетания гласных способом наращивания. Для развития фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза нами в систему занятия включаются следующие упражнения: 1. Определение количества звуков в последовательности гласных звуков (одинаковые звуки). 2. Определение последовательности гласных в двусложных и далее словах (например слово УлИткА - УИА) Далее мы ведем работу по узнаванию и вычленению согласного звука в составе слова. Эта работа осуществляется нашими детьми с большими трудностями, чем узнавание гласного. Так же мы делаем акцент в своей работе на формировании у детей с ОНР смысловой стороны восприятия, умение определять и выделять слова обозначающие предмет, действие и признак предмета, предлог, а так же умение составлять предложения в соответствии с графической схемой. Наши родители активно включены в весь процесс – участвуют в выставках и конкурсах, выполняют рекомендации педагогов дома, закрепляют пройденный материал. 11 мая 2023 в 11:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.