МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

«Речевая готовность ребенка к школе»

Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.

Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.

Все предпосылки к овладению учебной деятельностью формируются задолго до поступления в школу, где ребенок будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения.

Какое значение имеет речевое развитие при подготовке к школе?

Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль,  как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Примерно в возрасте 5-6 лет ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), ребенок должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Что означает речевая готовность к школе

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, которые вы видите на слайде.

1. Умение слушать и слышать других

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

· умение четко и внятно произносить все звуки речи;

· возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;

· умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

3. Умение различать звуки речи на слух

В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

4. Функции языкового анализа и синтеза

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

· Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.

· Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).

· Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).

· Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).

· Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

5. Словарный запас

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.

Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» - это конфеты и т.д.

На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» - «большой, «крошечный» - «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы.

В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.

Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:

· умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;

· употребление в связной речи слов с обобщающим значением;

· умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);

· умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);

· умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);

· понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);

· понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);

· понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);

· понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);

· понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);

· умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

6. Грамматический строй речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).

Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:

· использование развернутой фразовой речи;

· работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д.

· умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке;

· пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.

7. Связная речь

Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.

Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:

· поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;

· нормальное общение со сверстниками и взрослыми;

· умение развернуто описывать окружающие предметы;

· внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось);

· умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;

· умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.

Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.

Совершенно очевидно, что решение этих задач возможно только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с воспитателями,

Часто в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, мы  применяем принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме учебных заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у ребят навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Взрослый учит с детьми стихи, отгадывает загадки, выполняет упражнения, способствующие общему развитию в рамках одной  темы (как правило, одна тема рассчитана на одну неделю)

Для чего нужны лексические темы?

Педагоги планируют  свою работу таким образом, что определенный отрезок времени дошкольники обучаются по какой-то одной лексической теме.

Содержание всей коррекционной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных бытовых ситуациях, в семье при выполнении с родителями логопедических заданий. Таким образом, обучение проходит гораздо успешнее. На слайдах вы видите  некоторые примеры нашего взаимодействия.

Так же тесно работаем с воспитателями по подготовке к обучению грамоте.

Порядок изучения звуков и букв, в процессе подготовки к обучению грамоте у детей с нарушениями речи иной, чем при работе с дошкольниками с нормальным речевым развитием. Он подчинен доступности усвоения звуков в произношении детьми с речевой патологией. В первую очередь изучаются те звуки, а затем и буквы, которые по своей артикуляции представляют наименьшую трудность и произносятся детьми в основном  правильно.  Работу начинаем с гласных звуков и букв, т.к. артикуляция звуков яркая и понятная детям! Гласный несет смыслоразличительную роль слова.

Далее подбираем упражнения  на сочетания гласных способом наращивания.

Для развития  фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза нами в систему занятия включаются следующие упражнения:

1. Определение количества звуков в последовательности гласных звуков (одинаковые звуки).

2. Определение последовательности гласных в двусложных  и далее словах (например слово УлИткА - УИА)

Далее мы ведем работу по  узнаванию и вычленению согласного звука в составе слова. Эта работа  осуществляется нашими детьми с большими трудностями, чем узнавание гласного.

Так же мы делаем  акцент в своей работе на формировании у детей с ОНР смысловой стороны восприятия, умение определять и выделять слова обозначающие предмет, действие и признак предмета, предлог, а так же умение составлять предложения в соответствии с графической схемой.

Наши родители активно включены в весь процесс – участвуют в выставках и конкурсах, выполняют рекомендации педагогов дома, закрепляют пройденный материал.

11 мая 2023 в 11:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.