МБУ «Центр ППМСП» Суземского района
|
Система работы учителя-логопедаСистема работы учителя-логопеда Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. Сегодня не существует логопедической программы для детских садов, не имеющих в своей структуре коррекционных групп, соответствующей федеральным требованиям. В связи с появлением в общеобразовательных садах большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения при ДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Но содержание этих программ направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальных коррекционных групп, в том числе и для детей с ОНР и характеризуются значительным увеличением количества занятий по коррекции речевого дефекта. Однако в условиях массового общеобразовательного детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой, поэтому увеличение коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПинов. Кроме того, не все дети подготовительной к школе и старшей группы нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться: от фонетического недоразвития речи до общего недоразвития речи. Исходя из этого, коррекционные комплексы для логопедических групп необходимо адаптировать к условиям коррекции речи при массовом детском саде. Поэтому нами составлена система работы учителя-логопеда по коррекции и профилактике нарушений речи для массового детского сада, которая опирается на основные задачи коррекционного обучения. Основные задачи коррекционного обучения: 1. Устранение и предупреждение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова); 2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова) 3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР 4. Формирование грамматического строя речи 5. Развитие связной речи старших дошкольников. 6. Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении. Данная система работы составлена с учетом требований следующих программ: «Воспитание и обучение в детском саду» Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» и программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Филичивой Т,Б., Чиркиной Г.В., «Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В. и направлен на оптимизацию образовательно-воспитательного и коррекционного процесса и поддержку особенностей, интересов, способностей воспитанников детского сада. Система логопедической работы строится следующим образом: 1. Работа с детьми: - диагностика; - профилактика речевых расстройств (речевые разминки); - индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность согласно заключению. 2. Работа с педагогами: - консультации согласно плану и по индивидуальным запросам; - выступления на педсоветах, методических объединениях. 3. Работа с родителями: - консультации согласно плана и по индивидуальным запросам; - выступления на родительских собраниях и гостиных. 4. Самообразование: - Своевременное ознакомление с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической и периодической литературы. - Активное участие в районных семинарах и методических объединениях. - Участие в различных конкурсах. Большое внимание отводится воспитанию и обучению детей. Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях детского сада, не имеющего в своей структуре специализированных логопедических групп Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельности проводятся с 15 сентября. Количество занятий: одна подгрупповая образовательная деятельность раз в неделю и ежедневно индивидуальная работа. Распределение времени образовательной деятельности по развитию речи, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03. Система логопедической работы с детьми имеет следующее строение: Блок 1 – Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ФФН Блок 2 – Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ОНР Блок 3 – Индивидуальная образовательная деятельность Блок 4 – Профилактика речевых нарушений у воспитанников (речевые разминки) При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР и ФФН. Содержание блока № 1 и блока № 2 предназначено для рассмотрения в подгрупповой деятельности. При подгрупповой работе изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированы на индивидуальных занятиях звуки. На подгрупповую образовательную деятельность, представленную в блоке № 1, выносятся только легко и правильно произносимые звуки. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения. Определилась следующая последовательность в изучении звуков: Гласные: У, А, О, Э, И, Ы. Согласные: П, П’, Т, К, К’, М, М’, Л’, X X’, j, С, С’, 3, 3’, Б, Б’, Г, Г’, Т’, Д’, Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р’, Ч, Ц, Щ. Работа над формированием фонематического восприятия включает в себя: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем. На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове. Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации). В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. Развитие фонематического слуха проводится по следующему плану: 1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть данный звук в слове или отсутствует). 2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова
3. Выделение ударной гласной из слова. 4. Определение места звука в слове (после какого звука слышится
На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма. За это же время практически усваиваются термины: слог, слово, предложение, гласные, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки. Формирование функций звукового анализа проводится по следующему плану: 1. Определение последовательности и количества звуков в слове. (Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, третий?); 2. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных; 3. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного; 4. Фонематический анализ слова. В работе по формированию фонематического анализа осуществляется принцип системности и постепенного усложнения: 1. Сначала анализируются слова, состоящие из закрытого слога, прямого открытого слога, обратного слога, (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук). 2. Слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.) 4. Слова, состоящие из двух прямых открытых слогов (рама, лапа, луна, козы). 5. Слова, состоящие из прямого открытого и закрытого слогов (диван, сахар, пупок, топор, повар и т.д.). 6. Слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов (кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ослик, карман). 7. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, грач, шкаф, врач, крот и т.д.) 8. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр). 9. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива). 10. Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крынка, плотник и т.д.) 11. Трехсложные слова (ромашка, кастрюля, мандарин). Работа по развитию слогового анализа и синтеза проводится вначале: 1. С использованием вспомогательных приемов: хлопки, отстукивание; 2. На основе собственного произношения; 3. На основе слухопроизносительных представлений. Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов; например: каша — кашка — кошка — мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова. К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения. В блоке № 2 представлен материал для проведения образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя и развития связной речи у детей с ОНР в условиях детского сада общеразвивающего вида. Так как у детей с данным речевым нарушением ярко выражено проявление лексико-грамматического недоразвития, то требуется отдельная, детальная, системная отработка каждой лексико-грамматической категории. На каждом занятии планируется изучение только одной лексико-грамматической категории, которые выбраны не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребёнка при общем её недоразвитии. Работу по расширению, уточнению и активизации словарного запаса детей в рамках лексической темы также проводит воспитатель на занятиях и в процессе всех режимных моментов. Анализ сформированности связной речи выявляет трудности в овладении основными её видами: пересказом, составлением рассказов и т.д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображённые предметы, действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности событий. Поэтому дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Факторами, облегчающими и направляющими процесс становления речи, являются наглядность и моделирование плана высказывания, на значимость которых указывал известный психолог Л.С. Выготский. Обучение связному высказыванию проходит последовательно, в порядке постепенного убывания наглядности и “свёртывания” смоделированного плана: Ответы на вопросы (построение ответа в полном соответствии с порядком слов в вопросе); составление рассказа по демонстрируемому действию и образцу логопеда; составление рассказа по выполненному действию и плану логопеда пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию; составление описательного рассказа по демонстрируемому объекту и плану из вопросов логопеда; составление рассказа по сюжетной картине и плану из вопросов логопеда; составление рассказа по сюжетной картине; составление рассказа по серии сюжетных картин; пересказ рассказа с использованием ковроплена, с помощью опорных картинок (картинный план), по плану из вопросов логопеда; пересказ рассказа по серии сюжетных картин самостоятельное составление рассказа на заданную тему; самостоятельный пересказ рассказа Индивидуальная работа с детьми (блок № 3)направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее: · для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам; · звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени; · окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи. Блок 4 представляет собой профилактический комплекс, направленный на развитие общей и мелкой моторики, фонематического восприятия, психических процессов. Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются принципы, разработанные в логопедии и дефектологии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.): 1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений. 2. Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы. 3. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи. 4. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов: 1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. 2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи. 3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. 4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 5. Комплексность воздействия на ребенка. 6. Воздействие на все стороны речи. 7. Опора на сохранные звенья. 8. Учет закономерностей онтогенеза. 9. Учет ведущей деятельности. 10. Учет индивидуальных особенностей ребенка. 11. Воздействие на микросоциальное окружение. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Блок 1. Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ФФН Содержание
Организационные формы обучения
Контрольные параметры: · Знает и умеет анализировать артикуляцию звуков. · Дифференцирует понятия “звук – слог - слово”. · Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки. · Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова · Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов · Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры · Называет картинки и определяет отличия в названиях · Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по картинке · Владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно выделяет его. · Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках. · Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец) · Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками Условия и средства: 1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985 2. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999 3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994 4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998 5. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000 6. Лопухиной И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996
Блок 2. Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ОНР Содержание
Организационные формы обучения
Контрольные параметры: · Дифференцирует понятия «звук-слог - слово-предложение», «гласные- согласные буквы». · Определяет количество букв и звуков в словах · Выделяет последовательно каждый звук в словах · Называет первый и последний ударный гласный звук · Определяет первый и последний согласный звук в словах · Называет слова, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце · Подбирает слова, состоящие из 3-4-5 звуков · Называет слова с 1 слогом, с 2,3,4 слогами · Определяет количество гласных и согласных в названных словах · Сравнивает слова по звуковому составу. Отбирает картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку · Умеет преобразовывать слова: переставляет, заменяет, добавляет звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово · Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках и буквах. Условия и средства: 1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985 2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996 3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998 4. Васильева С.В., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2001 5. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997
Блок 3. Индивидуальная образовательная деятельность
Содержание
Организационные формы обучения
Контрольные параметры: Дифференцирует понятия «слово», «предложение»; Имеет представление о словах, обозначающих предмет, признак и действие предмета и практически использует их в речи; Знает и различает одушевлённые и неодушевлённые предметы; Владеет основными способами словообразования и практически использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголы с разными приставками; Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже; Умеет выделять предлоги как отдельное служебное слово. Проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения. Владеет навыками составления простых, простых распространенных и сложных предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке; Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ) Условия и средства: 1. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008 2. Васильева С.В., Соколова Н.// Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001 3. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001 4. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008 5. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В // Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009 Блок 4. Профилактика речевых нарушений у воспитанников (речевые разминки)
Содержание
Организационные формы обучения
Контрольные параметры: Дифференцирует понятия «слово», «предложение»; Имеет представление о словах, обозначающих предмет, признак и действие предмета и практически использует их в речи; Знает и различает одушевлённые и неодушевлённые предметы; Владеет основными способами словообразования и практически использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголы с разными приставками; Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже; Умеет выделять предлоги как отдельное служебное слово. Проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения. Владеет навыками составления простых, простых распространенных и сложных предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке; Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ) Условия и средства: 6. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008 7. Васильева С.В., Соколова Н.// Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001 8. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001 9. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008 10. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В // Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009
Список использованной литературы 1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008 2. Васильева С.В., Соколова Н.С. Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001 3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996 4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985 5. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, М.: Издатшкола, 2000 6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: Просвещение, 1998 7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: Просвещение, 1998 8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Литера, 2001 9. Куликова Т.А. Мастерская букв, - М.: Дрофа, 1997 10. Лопухина И.А. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, -М.: «Аквариум», 1996 11. Савельева Е.Н. 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008 12. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994 13. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999 14. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М., 2009 15. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. - М., 2009 Работа с педагогами.
· Диагностика речевого развития воспитанников д/с в возрасте от 3 до7 лет (сбор данных) · «Что такое ОНР и ФФН?» (беседа) · «Участие воспитателя в коррекции речи воспитанников» (консультация) · «Предупреждение речевых расстройств в условиях ДОУ» (выступление на педсовете) · «Развитие речи: норма и ненорма» (консультация) · «Особенности речевого развития дошкольников» (беседа) · «Причины возникновения речевых расстройств» (оформление стенда) · «Психология ребенка с нарушением речи» (консультация) · «Результаты коррекционной работы логопедической группы за прошедший год» (выступление на педсовете)
Связь учителя-логопеда с родителями. · Сбор данных о речевом развитии ребенка (индивидуальные беседы) · «Речевое нарушение. Что это?» (консультация) · «Какие речевые нарушения бывают у людей?» (беседа) · «Как важно различать звуки речи!» (оформление стенда) · «Занятия дома» · (консультация) · «Почему ребенок плохо говорит?» (консультация) · «Учимся говорить вместе» (беседа) · «Речь и движение» (беседа) «Результаты коррекции речи детей» (выступление на родительском собрании)13 сентября 2023 в 10:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.