МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

Система работы учителя-логопеда

Система работы учителя-логопеда

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении  реализуется «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.  Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. Сегодня не существует логопедической программы для детских садов, не имеющих в своей структуре коррекционных групп, соответствующей федеральным  требованиям.  

В связи с появлением в общеобразовательных садах большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения при ДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Но содержание этих программ направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальных коррекционных групп, в  том числе и для детей с ОНР и характеризуются значительным увеличением количества занятий по коррекции речевого дефекта.

Однако в условиях массового общеобразовательного детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой, поэтому увеличение коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПинов.

Кроме того, не все дети подготовительной к школе и старшей группы нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться: от фонетического недоразвития речи до общего недоразвития речи.

Исходя из этого, коррекционные комплексы для логопедических групп необходимо адаптировать к условиям коррекции речи при массовом детском саде.

Поэтому нами составлена система работы учителя-логопеда по коррекции и профилактике нарушений речи для массового детского сада, которая опирается на основные задачи коррекционного обучения.

Основные задачи коррекционного обучения:

1. Устранение и предупреждение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР

4. Формирование грамматического строя речи

5. Развитие связной речи старших дошкольников.

6. Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении.

Данная система работы составлена с учетом требований следующих программ: «Воспитание и обучение в детском саду» Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» и программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Филичивой Т,Б., Чиркиной Г.В., «Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В. и направлен на оптимизацию образовательно-воспитательного и коррекционного процесса и поддержку особенностей, интересов, способностей воспитанников детского сада.

Система логопедической работы строится следующим образом:

1. Работа с детьми:

- диагностика;

- профилактика речевых расстройств (речевые разминки);

- индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность согласно заключению.

2. Работа с педагогами:

- консультации согласно плану и по индивидуальным запросам;

- выступления на педсоветах, методических объединениях.

3. Работа с родителями:

- консультации согласно плана и по индивидуальным запросам;

- выступления на родительских собраниях и гостиных.

4. Самообразование:

- Своевременное ознакомление с инновационными программами и  технологиями. Систематический обзор дефектологической и периодической литературы.

- Активное участие в районных семинарах и методических объединениях.

- Участие в различных конкурсах.

 Большое внимание отводится воспитанию и обучению детей.

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях детского сада, не имеющего в своей структуре специализированных логопедических групп

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая.  Логопедические подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельности проводятся с 15 сентября.

Количество занятий: одна подгрупповая образовательная деятельность раз в неделю и ежедневно индивидуальная работа. Распределение времени образовательной деятельности по развитию речи, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.

Система логопедической работы с детьми имеет следующее строение:

Блок  1  –  Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ФФН

Блок  2  –  Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ОНР

Блок  3 – Индивидуальная образовательная деятельность

Блок 4 – Профилактика речевых нарушений у воспитанников (речевые разминки)

При отборе программного материала  учитывается структура дефекта детей с ОНР и ФФН.

Содержание блока № 1 и блока № 2 предназначено для рассмотрения в подгрупповой деятельности. При подгрупповой работе изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированы на индивидуальных занятиях звуки.

На подгрупповую образовательную деятельность,  представленную в блоке № 1, выносятся только легко и правильно произносимые звуки. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения. Определилась следующая последовательность в изучении звуков:

Гласные: У, А, О, Э, И, Ы.

Согласные: П, П’, Т, К, К’, М, М’, Л’, X X’, j, С, С’, 3, 3’, Б, Б’, Г, Г’, Т’, Д’, Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р’, Ч, Ц, Щ.

Работа над формированием фонематического восприятия включает в себя: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем.

На основании уточненных произносительных навыков осу­ществляются наиболее простые формы фонематического вос­приятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду дру­гих звуков); определить наличие данного звука в слове.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяет­ся большое внимание. Каждый звук, после того как достигну­то его правильное произношение, сравнивается на слух со все­ми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуля­ции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, диф­ференциация производится не только на слух, но и в произно­шении (2-й этап дифференциации).

В системе обучения предусмотрено определенное соответ­ствие между изучаемыми звуками и теми или иными форма­ми анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем ана­лиз и синтез простейших односложных слов.

Развитие  фонематического слуха  проводится  по следующему  плану:

1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть дан­ный звук в слове или отсутствует).

2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова
(по вопросам: "Какой первый звук в слове?  Какой последний в слове?)

3. Выделение ударной  гласной  из  слова.

4. Определение  места  звука в слове  (после  какого  звука  слышится
звук в  слове?  Перед  каким?)

На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознан­ному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвое­нию сознательного чтения и письма.

За это же время практически усваиваются термины: слог, слово, предложение, гласные, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мяг­кие звуки.

Формирование  функций звукового анализа  проводится  по следующему  плану:

1. Определение  последовательности  и  количества  звуков  в  слове. (Сколько  звуков  в  слове? Какой  первый, второй,  третий?);

2. Фонематический  анализ  звукового  ряда,  состоящего  из  гласных;

3. Фонематический  анализ  звукового  ряда, состоящего  из  согласно­го  и  гласного;

4. Фонематический  анализ  слова.

В  работе  по  формированию  фонематического  анализа  осуществляется принцип  системности  и  постепенного  усложнения:

1. Сначала  анализируются  слова,  состоящие  из закрытого  слога, пря­мого  открытого  слога, обратного  слога, (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук).

2. Слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.)

4. Слова,  состоящие  из двух  прямых  открытых  слогов  (рама, лапа,

луна, козы).

5. Слова, состоящие  из  прямого  открытого  и  закрытого  слогов (диван, сахар, пупок, топор, повар  и  т.д.).

6. Слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов  (кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ос­лик, карман).

7. Односложные  слова  со  стечением согласных  в  начале слова

(стол,  грач,  шкаф,  врач,  крот  и т.д.)

8. Односложные слова  со стечением  согласных  в  конце  слова

(волк,  тигр).

9. Двусложные слова  со  стечением  согласных  в  начале слова (трава, слива).

10. Двусложные  слова  со  стечением  согласных  в  начале  и  середине

слова (клумба, крынка, плотник  и  т.д.)

11. Трехсложные  слова (ромашка, кастрюля, мандарин).

Работа  по  развитию  слогового  анализа  и  синтеза  проводится вначале:

1. С  использованием  вспомогательных  приемов:  хлопки, отстукива­ние;

2. На основе собственного  произношения;

3. На  основе слухопроизносительных  представлений.

Большое внимание уделяется всевозможным преобразо­ваниям слов; например: каша — кашка — кошка — мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только од­ного звука в слове достаточно для образования нового слова.

К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собствен­ной и чужой речи, последовательно выделять звуки из соста­ва слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными зву­ковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

В блоке № 2  представлен материал для проведения образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя и развития связной речи у детей с ОНР в условиях детского сада общеразвивающего вида.

Так как у детей с данным речевым нарушением ярко выражено проявление лексико-грамматического недоразвития, то требуется  отдельная, детальная, системная отработка каждой лексико-грамматической категории. На каждом занятии планируется изучение только одной лексико-грамматической категории, которые выбраны не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребёнка при общем её недоразвитии. Работу по расширению, уточнению и активизации словарного запаса детей в рамках лексической темы также проводит воспитатель на занятиях и в процессе всех режимных моментов.

Анализ сформированности связной речи выявляет трудности в овладении основными её видами: пересказом, составлением рассказов и т.д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображённые предметы, действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности событий. Поэтому дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Факторами,  облегчающими  и  направляющими процесс становления речи, являются наглядность и моделирование плана высказывания, на значимость которых указывал известный психолог Л.С. Выготский.

Обучение связному высказыванию проходит последовательно, в порядке постепенного убывания наглядности и “свёртывания” смоделированного плана:

Ответы на вопросы (построение ответа в полном соответствии с порядком слов в вопросе);

составление рассказа по демонстрируемому действию и образцу логопеда;

составление рассказа по выполненному действию и плану логопеда

пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

составление описательного рассказа по демонстрируемому объекту и плану из вопросов логопеда;

составление рассказа по сюжетной картине и плану из вопросов логопеда;

составление рассказа по сюжетной картине;

составление рассказа по серии сюжетных картин;

пересказ рассказа с использованием ковроплена, с помощью опорных картинок (картинный план), по плану из вопросов логопеда;

пересказ рассказа по серии сюжетных картин

самостоятельное составление рассказа на заданную тему;

самостоятельный пересказ рассказа

Индивидуальная работа с детьми (блок № 3)направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и раз­витие фонематического слуха и  восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы арти­куляции звуков в период первоначальной постановки, кото­рая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируют­ся в зависимости от состояния строения и функции артику­ляционного аппарата. При закреплении артикуляции пос­ледовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следу­ющее:

· для первоначальной постановки отбираются звуки, при­надлежащие к различным фонетическим группам;

· звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатыва­ются отсроченно во времени;

· окончательное закрепление изученных звуков достига­ется в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, граммати­чески правильной речи, умению правильно строить предло­жения и способствовал развитию связной речи.

Блок 4 представляет собой профилактический комплекс, направленный на развитие общей и мелкой моторики, фонематического восприятия, психических процессов.  

Теоретической  и методологической основой  коррекционного обучения являются принципы, разработанные в логопедии и дефектологии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):

1.  Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

2.  Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития  детской речи в норме). При этом предполагается  анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков  психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.

3.  Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

4.  Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

5. Комплексность воздействия на ребенка.

6. Воздействие на все стороны речи.

7. Опора на сохранные звенья.

8. Учет закономерностей онтогенеза.

9. Учет ведущей деятельности.

10. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

11. Воздействие на микросоциальное окружение.

Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.


Блок 1. Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ФФН

Содержание

 

Знакомство со звуками окружающего мира, их вычленение, узнавание и артикулирование.

Понятие звук, слог, слово.

Знакомство с протяжённостью слов.

Гласные звуки А, О, У, И, Ы, Э.

Интонационное выделение звуков в слоге, слове.

Согласные звуки П, П’, Т, К, К’, М, М’, Л’, X X’, j, С, С’, 3, 3’, Б, Б’, Г, Г’, Т’, Д’, Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р’, Ч, Ц, Щ

Определение наличия (или отсутствия) заданного звука в слове.

Выделение первого звук из начала слова, последнего – из конца слова.

Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

Определение отличия в названиях картинок.

Определение места заданного звука в слова

Умение раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками.

Умение подбирать слова с заданным звуком.

Анализ и синтез коротких слов, состоящих из 2-3 звуков с помощью специальных символов.

 

 

 

 

Организационные формы обучения

период

месяц

содержание работы

I

сентябрь

Звуковая сторона речи:

1. Звук и буква У

2. Звук и буква А

Просодическая сторона речи:

1. Звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса и ударением

2. Звуковая оболочка слова

3. Интонационные средства выразительности

Мелкая и артикуляционная моторика:

1. Динамический праксис рук по образцу и по инструкции

2. Артикуляционные упражнения и позы, характеризующие гласные звуки

октябрь

Звуковая сторона речи:

1.  Звук и буква И

2. Звук и буква Э

3. Звуки П, Пь. Буква П

4. Звуки П-Т

Просодическая сторона речи:

1. Звуковая оболочка слова

2. Интонационные средства выразительности

3. Громкость слова, темп речи

Мелкая и артикуляционная моторика:

1. Динамический праксис рук по образцу и по инструкции

2. Артикуляционные упражнения и позы, характеризующие гласные звуки и звуки П, Пь

ноябрь

Звуковая сторона речи:

1. Звуки К, Кь. Буква К

2. Звуки П-К-Т

3. Звуки Й, Ль

4. Звуки Х, Хь. Буква Х

Просодическая сторона речи:

1. Интонационные средства выразительности

2. Ритмический рисунок слова, фразы

Мелкая и артикуляционная моторика:

1. Динамический праксис рук по образцу и по инструкции

2. Артикуляционные упражнения и позы, характеризующие гласные звуки и звуки К, Кь, Й, Ль, Х, Хь

II

декабрь

Звуковая сторона речи:

1.  Звуки К-Х

2. Звуки С, Сь. Буква С

3. Звуки Н, Нь. Буква Н

4. Звуки З, Зь. Буква З

Слоговая структура слова:

1. Гласные в положении после согласных

2. Анализ и синтез прямого открытого слога

Грамматический строй речи:

1. Согласование  прилагательного и существительного в роде, числе и падеже

2. Образование относительных прилагательных

3. Употребление предлогов

Связная речь:

1. Составление предложения по демонстрационной картинке

2. Распространение предложений

январь

Звуковая сторона речи:

1. Звуки С-З

2. Звуки Б, Бь. Буква Б

3. Звуки П-Б

4. Звуки Л, Ль. Буква Л

Слоговая структура слова:

1. Место звука в слове

2. Анализ и синтез прямого открытого слога

Грамматический строй речи:

1. Однокоренные слова

2. Относительные прилагательные

Связная речь:

1. Составление предложения по демонстрационной картинке, вопросу

2. Составление предложения по опорным словам

февраль

Звуковая сторона речи:

1. Звук и  буква Ш

2. Звуки Ш-С

3. Звук и буква Ж

4. Звуки Ж-З

Слоговая структура слова:

1. Место звука в слове

2. Анализ и синтез прямого открытого слога

Грамматический строй речи:

1. Сложные слова

2. Относительные прилагательные

Связная речь:

1. Разучивание стихотворений

2. Пересказ

III

март

Звуковая сторона речи:

1. Звуки Ж-Ш

2. Звук и буква Ц

3. Звуки С-Ц

4. Звук и буква Й

Слоговая структура слова:

1. Место звука в слове

2. Анализ и синтез односложных слов

Грамматический строй речи:

3. Сложные слова

4. Относительные прилагательные

Связная речь:

1. Диалог с логопедом и друг с другом

2. Пересказ

апрель

Звуковая сторона речи:

1.  Звук и  буква Ч

2. Звуки Ч-Ть

3. Звук и буква Щ

4. Звуки Щ-Сь

Слоговая структура слова:

1. Место звука в слове

2. Анализ и синтез односложных слов

Грамматический строй речи:

1. Сложные слова

Связная речь:

1. Разучивание стихотворений

2. Диалог с логопедом и друг с другом

май

Звуковая сторона речи:

1.  Звуки Щ-Ть

2. Звуки Ш-Щ

Слоговая структура слова:

3. Место звука в слове

4. Анализ и синтез односложных слов

Грамматический строй речи:

1. Сложные слова

Связная речь:

3. Разучивание стихотворений

4. Диалог с логопедом и друг с другом

 

 

 

 

 

 

Контрольные параметры:

· Знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.

· Дифференцирует понятия “звук – слог - слово”.

· Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.

· Умение выделять первый звук  из начала слова, последний – из конца слова

· Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов

· Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры

· Называет картинки и определяет  отличия  в названиях

· Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по картинке

· Владеет навыком подбора слов  с заданным звуком и интонационно выделяет его.

· Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.

· Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец)

· Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками

Условия и средства:

1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985

2. Туманова ТВ.  Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,  1999

3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998

5. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000

6. Лопухиной И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 2. Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ОНР

Содержание

Понятие «слово». Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Имена существительные и их  уменьшительно-ласкательные формы.

Сравнение между собой предметов и слов, нахождение общего и отличий

Понятия «целое» и «его части»

Употребление существительных с предлогами  В, НА,  НАД, ПОД, ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА.

Падежные конструкции. Винительный, родительный, дательный, творительный, предложный падежи существительных в ед. и мн.ч.

Понятие “действие предмета”, «признак предмета».

Относительные прилагательные

Сравнительные степени прилагательных

Антонимы и синонимы

Отгадывание и составление загадок по основным признакам предмета

Согласование числительных с существительными.

Согласование существительного, прилагательного  и глагола в числе, роде и падеже

Глаголы мужского и женского рода прошедшего времени.

Составление 3 - 6-словных предложений, рассказа, по вопросам, демонстрации действий, по следам выполненных действий, по плану; по картинке, серии сюжетных картин, из личного опыта, пересказа.

Объяснение значения слов, пословиц и поговорок

Организационные формы обучения

Период

Месяц

Содержание работы

1

2

3

I

сентябрь

Лексические темы:

1. Детский сад

2. Профессии

Грамматический строй:

1. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

2. Глаголы с приставками на-, по-, вы-

Связная речь:

1. Составление простого предложения по вопросам

2. Составление короткого рассказа

октябрь

Лексические темы:

1. Обувь

2. Посуда

3. Продукты питания

4. Игрушки

Грамматический строй:

1. Закрепление образования и употребления существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и приставочных глаголов

2. Притяжательные местоимения «мой-моя»

Связная речь:

1. Составление простого предложения по вопросам и демонстрации действия

2. Составление короткого рассказа

ноябрь

Лексические темы:

1. Осень

2. Овощи

3. Фрукты

4. Ноябрь – последний месяц осени

Грамматический строй:

1. Закрепление образования и употребления существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочных глаголов, притяжательных местоимений «мой-моя»

2. Преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы изъявительного

Связная речь:

1. Составление простого предложения по вопросам, демонстрации действия, картинкам и моделям

2. Составление короткого рассказа

II

декабрь

Лексические темы:

1. Одежда (повторение)

2. Продукты питания (повторение)

3. Части тела

4. Декабрь – первый месяц зимы

5. Новый год

Грамматический строй:

1. Относительные прилагательные

2. Названия-признаки по значению

Связная речь:

1. Закрепление навыка построения простого предложения

2. Распространение простого предложения

Звуковая сторона речи:

1. Звук и буква А

2. Звук  и буква И

3. Звук  и буква О

4. Звук и буква Ы

5. Звук  и буква У

6. Звук  и буква Э

январь

Лексические темы:

1. Домашние и дикие животные

2. Домашние и дикие птицы

Грамматический строй:

1. Закрепление образования относительных прилагательных

2. Выделение названий-признаков по значению и по вопросам

Связная речь:

1. Закрепление навыка распространения простого предложения

2. Усвоение сложносочиненного и сложноподчиненного предложения

Звуковая сторона речи:

1. Звук и буква А, И, О

2. Звук  и буква Э, У, Э

3. Звук  и буква М

февраль

Лексические темы:

1. Зима

2. День Защитника Отечества

3. Февраль – последний месяц зимы

Грамматический строй:

1. Согласование окончания вопросного слова и прилагательного

2. Формы глаголов

Связная речь:

1. Закрепление навыка распространения простого предложения

2. Усвоение сложносочиненного и сложноподчиненного предложения

3. Составление предложение по картине, серии картин

Звуковая сторона речи:

1. Звук и буква Н

2. Звук и буква В

3. Различие твердых и мягких согласных звуков м – мь, н – нь, в - вь

4. Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки

III

март

Лексические темы:

1. Март – первый месяц весны

2. 8 марта

3. Весна

4. Цветы

Грамматический строй:

1. Закрепление образования и употребления форм глаголов

2. Предлоги НА, ПОД, В, ИЗ

Связная речь:

1. Усвоение сложносочиненного и сложноподчиненного предложения

2. Составление предложение по картине, серии картин, рассказу-описанию, пересказу

Звуковая сторона речи:

1. Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных

2. Звук и буква П

3. Звук и буква С

4. Повторение ранее изученных букв и звуков

апрель

Лексические темы:

1. Весна (повторение)

2. Сад

3. Огород

4. Мебель

Грамматический строй:

1. Притяжательные прилагательные

2. Согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже

3. Предлоги к, от, с-со

Связная речь:

1. Составление разных типов предложений

2. Определение количества слов в предложении

3. Составление рассказа по заданной теме

Звуковая сторона речи:

1. Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных (повторение)

2. Гласные и согласные звуки

3. Твердые и мягкие согласные звуки

4. Глухие и звонкие согласные звуки

май

Лексические темы:

1. Транспорт

2. День Победы

3. Май – последний месяц весны

4. Лето

Грамматический строй:

1. Закрепления навыка образования и употребления притяжательных прилагательных

2. Закрепление навыка употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

3. Закрепление навыка употребления предлогов

Связная речь:

1. Закрепление навыка составления разных типов предложений

2. Передача в речи последовательности событий

3. Составление рассказа по заданной теме

Звуковая сторона речи:

1. Повторение и закрепление изученных букв и звуков

2. Гласные и согласные звуки (повторение)

3. Твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки (повторение)

4. Звуковой анализ слова

Контрольные параметры:

· Дифференцирует понятия «звук-слог - слово-предложение», «гласные- согласные буквы».

· Определяет количество букв и звуков в словах

· Выделяет последовательно каждый звук в словах

· Называет первый и последний ударный гласный звук

· Определяет первый и последний согласный звук в словах

· Называет слова, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце

· Подбирает слова, состоящие из 3-4-5 звуков

· Называет  слова с 1 слогом, с 2,3,4 слогами

· Определяет  количество гласных и согласных в названных словах

· Сравнивает слова по звуковому составу. Отбирает картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку

· Умеет преобразовывать слова: переставляет, заменяет, добавляет звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово

· Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках и буквах.

Условия и средства:

1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985

2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998

4. Васильева С.В., Соколова  Н. Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2001

5. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 3. Индивидуальная образовательная деятельность

 

Понятие звук, слог, слово.

Знакомство с протяжённостью слов.

Сложные по структуре слова.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов.

Дифференциация звуков.

Ритмические модели слов.

Постановка и автоматизация звуков.

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационные формы обучения

Период

Месяц

Содержание работы

I

Сентябрь

· Постановка и первона­чальное закрепление звуков
[к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др.

· Преодоление затруд­нений в произношении
сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Октябрь

· Формирование граммати­чески правильной речи.

· Звуковой анализ и синтез слогов и слов.

· Закрепление правильного
произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], [м’], [л’], [о],
[х], [х’], [j], [ы], [с].

· Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), соглас­ных — [п], [т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц] в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания.

Ноябрь

· Дифференциация пра­вильно произносимых зву­ков: [к] — [х], [л’] — [j], [ы] - [и].Усвоение слов различ­ной звуко-слоговой слож­ности (преимущественно двух- и трехсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков.

· Усвоение доступных ритми­ческих моделей слов: тата, тата, татата, татата.

· Определение ритмических моделей слов: вататата, водатата и т. п. Соотнесение слова с задан­ной ритмической моделью

II

 

Декабрь

· Постановка и первона­чальное закрепление звуков:
[т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’],[ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц],[ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных заня­тий.

· Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых
звуков (строительство, кос­монавт и др.).

Январь

· Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуаль­ных особенностей детей.

· Закрепление правильного
произношения звуков: [с] (продолжение), [с’], [з], [з’],[б], [б’], [д], [д’, [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р’].

· Различение звуков на слух: [с] - [с’], [з] - [з’], [з] - [з’] - [с] - [с’], [б] -[б’] - [п] - [п’], [д] - [д’], [Д] - [Д’] - [т] - [т’] -[г] - [г’], [г] - [г’] - [к] -[к’] - [д] - [д’], [ш] - [с] -[ж] - [щ], [л] - [л’] – [р] - [р’], [ж] - [з] - [ш] (без проговаривания).

· Дифференциация пра­вильно произносимых зву­ков: [с] — [с’], [з] — [з’], [б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] – [Р’], [л] - [л’].

Февраль

· Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар,
перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения
перечисленных звуков.

· Анализ и синтез звуково­го состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

III

Март

· Окончательное исправление всех недостатков речи в со­ответствии с индивидуаль­ными особенностями детей.

· Закрепление правильного
произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков.

Апрель

· Различение на слух:
[ч] - [т’] - [с’] -[щ], [ц] - [т’] - [с], [щ]-[ч] - [с’] - [ш].

· Дифференциация пра­вильно произносимых зву­ков: [ч] - [т’], [ч] - [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [ч],  [щ] - [с’].

Май

· Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.

· Анализ слов сложного звуко-слогового состава.

Контрольные параметры:

Дифференцирует понятия «слово», «предложение»;

Имеет представление о словах, обозначающих предмет, признак и действие  предмета и практически использует их в речи;

Знает и различает одушевлённые и неодушевлённые  предметы;

Владеет основными способами словообразования  и практически использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголы с разными приставками;

Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже;

Умеет выделять предлоги как отдельное служебное слово.

Проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения.

Владеет навыками составления простых, простых распространенных и сложных предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке;

Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ)

Условия и средства:

1. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008

2. Васильева С.В., Соколова  Н.// Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001

3. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001

4. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В // Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009

Блок 4. Профилактика речевых нарушений у воспитанников (речевые разминки)

 

Развитие общей и мелкой моторики

Развитие фонематического восприятия

Развитие психических процессов

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационные формы обучения

Период

Месяц

Содержание работы

I

Сентябрь

· Массаж, самомассаж кистей и пальцев рук

· Дифференциация неречевых звуков

· Развитие ориентации в пространстве и относительно себя

Октябрь

· Координация речи с движением

· Определение последовательности контрастных звуков, дифференциация количества звуков

· Установление последовательности и закономерности предметов

Ноябрь

· Различие на слух нормального и искаженного звука

· Уточнение представлений о фонеме

· Соотнесение предметов с их изображениями

II

 

Декабрь

· Постановка и первона­чальное закрепление звуков:
[т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’],[ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц],[ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных заня­тий.

· Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых
звуков (строительство, кос­монавт и др.).

Январь

· Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуаль­ных особенностей детей.

· Закрепление правильного
произношения звуков: [с] (продолжение), [с’], [з], [з’],[б], [б’], [д], [д’, [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р’].

· Различение звуков на слух: [с] - [с’], [з] - [з’], [з] - [з’] - [с] - [с’], [б] -[б’] - [п] - [п’], [д] - [д’], [Д] - [Д’] - [т] - [т’] -[г] - [г’], [г] - [г’] - [к] -[к’] - [д] - [д’], [ш] - [с] -[ж] - [щ], [л] - [л’] – [р] - [р’], [ж] - [з] - [ш] (без проговаривания).

· Дифференциация пра­вильно произносимых зву­ков: [с] — [с’], [з] — [з’], [б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] – [Р’], [л] - [л’].

Февраль

· Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар,
перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения
перечисленных звуков.

· Анализ и синтез звуково­го состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

III

Март

· Окончательное исправление всех недостатков речи в со­ответствии с индивидуаль­ными особенностями детей.

· Закрепление правильного
произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков.

Апрель

· Различение на слух:
[ч] - [т’] - [с’] -[щ], [ц] - [т’] - [с], [щ]-[ч] - [с’] - [ш].

· Дифференциация пра­вильно произносимых зву­ков: [ч] - [т’], [ч] - [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [ч],  [щ] - [с’].

Май

· Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.

· Анализ слов сложного звуко-слогового состава.

Контрольные параметры:

Дифференцирует понятия «слово», «предложение»;

Имеет представление о словах, обозначающих предмет, признак и действие  предмета и практически использует их в речи;

Знает и различает одушевлённые и неодушевлённые  предметы;

Владеет основными способами словообразования  и практически использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголы с разными приставками;

Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже;

Умеет выделять предлоги как отдельное служебное слово.

Проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения.

Владеет навыками составления простых, простых распространенных и сложных предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке;

Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ)

Условия и средства:

6. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008

7. Васильева С.В., Соколова  Н.// Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001

8. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001

9. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008

10.  Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В // Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009

 

Список использованной литературы

1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008

2. Васильева С.В., Соколова  Н.С. Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001

3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996

4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985

5. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, М.: Издатшкола, 2000

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: Просвещение, 1998

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: Просвещение, 1998

8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Литера, 2001

9. Куликова Т.А. Мастерская букв, - М.: Дрофа, 1997

10. Лопухина И.А. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, -М.: «Аквариум», 1996

11. Савельева Е.Н. 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008

12. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994

13. Туманова ТВ.  Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,  1999

14. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М., 2009

15. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. - М., 2009

Работа с педагогами.

 

· Диагностика речевого развития воспитанников д/с в возрасте от 3 до7 лет (сбор данных)

· «Что такое ОНР и ФФН?» (беседа)

· «Участие воспитателя в коррекции речи воспитанников» (консультация)

· «Предупреждение речевых расстройств в условиях ДОУ» (выступление на педсовете)

· «Развитие речи: норма и ненорма» (консультация)

· «Особенности речевого развития дошкольников» (беседа)

· «Причины возникновения речевых расстройств» (оформление стенда)

· «Психология ребенка с нарушением речи» (консультация)

· «Результаты коррекционной работы логопедической группы за прошедший год» (выступление на педсовете)

 

Связь учителя-логопеда с родителями.

·  Сбор данных о речевом развитии ребенка (индивидуальные беседы)

· «Речевое нарушение. Что это?» (консультация)

· «Какие речевые нарушения бывают у людей?» (беседа)

· «Как важно различать звуки речи!» (оформление стенда)

· «Занятия дома»

· (консультация)

· «Почему ребенок плохо говорит?» (консультация)

· «Учимся говорить вместе» (беседа)

· «Речь и движение» (беседа)

«Результаты коррекции речи детей» (выступление на родительском собрании)
13 сентября 2023 в 10:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.