МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

Консультация для родителей Задержка речевого развития дошкольников. Способы коррекции и профилактики.

 Нормальное развитие ребенка невозможно без речи, поскольку речь — это не только инструмент общения, но и средство мышления и воображения, управления своим поведением и осознания себя как личности.  Речь малыша формируется постепенно. Для полноценного общения ребенку нужно овладеть активным и пассивным словарями. Активная речь — это процесс говорения, пассивная  — способность понимать, о чем говорят или просят другие. Например, когда ребенка просят принести мячик, он несет именно мячик, а не, скажем, шариковую ручку. Он легко отличает по значению слова «стул» и «стол», «ложка» и «вилка», «яблоко» и «конфета». Развитие пассивной и активной форм речи не происходит одновременно. Сначала ребенок учится понимать других, слушая чужую речь, а уже потом — разговаривать. О задержке речевого развития можно говорить, если в 1,5–2,5 года словарный запас малыша крайне мал, а овладение языковыми навыками замедлено. В то же время игровые, двигательные, социальные навыки и навыки понимания у него развиты в пределах нормы. Некоторые языковые задержки временны. Они проходят сами или выравниваются с помощью дополнительных занятий. Однако иногда задержка речевого развития (ЗРР) является признаком более серьезной патологии, к примеру, проблем со слухом, дизартрии (искаженное или затрудненное произношение некоторых слов и звуков), нарушения интеллектуального развития,  или расстройства аутистического спектра (РАС). Развитие речи дошкольника происходит до трёх лет. Поэтому чем быстрее родители и специалисты выявят нарушения или задержку в развитии, тем больше шансов его скорректировать. В норме к 1 году большинство младенцев сознательно используют 5–10 слов, в 2-3 года словарный запас ребенка возрастает до 200 слов, а иногда и больше. Ребенок начинает идентифицировать себя словами: «Я», «Я сам», «Мое», учится считать и задает вопросы: «Что это?», «Кто это?». Может связно пересказать простые события. В этот период стоит обращать внимание не на количество слов, которыми оперирует ребенок, а на то, увеличивается ли его словарный запас каждую неделю. В три года посторонние люди могут все еще не понимать вашего ребенка так же хорошо, как вы. Но в речи малыша должна прослеживаться устойчивая тенденция к улучшению дикции и расширению словарного запаса. Кроме речевых критериев, есть еще и некоторые проявления в поведении, которые могут указывать на задержку в развитии ребенка. На них тоже стоит обратить внимание. Если вы заметили, что развитие малыша не соответствует возрастным нормам, или, если до 1–2 лет он развивался нормально, а потом начал терять свои навыки, обратитесь за консультацией к специалисту. Первичный прием осуществляют педиатр и детский невролог. Они проверят соответствие развития ребенка возрастным нормам и наличие рефлексов, а при необходимости назначат консультацию других специалистов. Коррекция задержки речевого развития требует комплексного подхода многих специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог, невролог, педиатр и других. Родители тоже должны интенсивно работать с ребенком, чтобы помочь ему развить речевые умения и навыки.

Причинами задержки речевого развития у детей может быть: использование гаджетов до трех лет,билингвизм (двуязычие), проблемы с уздечкой и небом, что затрудняет образование звуков и слов; врожденные пороки слуха; патологический (повышенный или пониженный) тонус мышц; общая задержка психического развития; церебральный паралич; расстройство аутистического спектра (РАС).

С малышом можно и нужно заниматься дома. Вот некоторые советы, которые вы можете применять самостоятельно:

- рассказывайте о том, что вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.

- следите за тем, чтобы ваша речь имела чёткое звучание и правильное произношение.

- читайте малышу детскую литературу, побуждайте его к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.

- не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.

- научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.

- обязательно используйте пальчиковые игры, играйте в них чаще, такие занятия замечательно развивают речь и мелкую моторику.

Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Он должен выражать своё желание словами. Во многих случаях мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание ребёнка в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться со сверстниками, малыш постарается применить все имеющиеся у него способности.

Внимательное отношение к проблемам задержки речи трёхгодовалого ребёнка, своевременная диагностика нарушения, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.

9 октября 2023 в 16:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.