МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

Консультация для родителей: « Речевые игры для развития связной речи»

 Речевое  развитие  ребенка  начинается  с  первых  дней  его  жизни.  В  этом

аспекте  речь  взрослого  является  главным  катализатором  детской любознательности.  

Связная  речь  подразумевает  умение  ребенка  выстраивать  развернутые предложения,  рассуждать  логично  и  четко  формулировать  свои  мысли.

Развитие  связной  речи  начинается  с  трех  лет,  а  наиболее  активная  фаза  её формирования  протекает  в  пять-шесть  лет.  В  это  время  чаще  надо

предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу

прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами.

Это  поможет  ребенку  научиться  мыслить,  формулировать  собственные

мысли и выстраивать причинно-следственные связи.

К  окончанию  дошкольного  возраста  развитие  речи  ребенка  должно

достигнуть  того  уровня,  который необходим  для  успешной  учебы  в  школе.

     Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

     Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей. Дошкольники испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложения рассказать о собственных встречах, о природе, о своих питомцах (четвероногих друзьях), любимых игрушках, родителях. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении обогащает детскую речь.

Понятность  речи достигается синтаксически  правильным построением предложений, применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

        Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условия, форм общения ребенка с окружающим.

     В связной речи отражается логика мышления ребенка его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Потому, как ребенок строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого развития.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

     Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Как известно, ведущей учебной деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Для успешного развития связной речи можно применять следующие речевые игры.

 

       «Какой? Какая?»

Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус.

Ход игры: На доске картинки с изображением овощей и фруктов. Взрослый спрашивает:

— Морковь (какая?)(оранжевая); огурец (какой?)… (зеленый)... и т.д.

Скажи, какой?

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход игры: Взрослый (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный мешочек»

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Ход игры: Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

«Отгадай-ка»

Цель игры:  обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать.

Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

План описания предмета. Он разноцветный, круглой формы. Его можно  бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.

Игра «Подбери картинки»

Цель. Практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.  Развивать мыслительные процессы.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры. Педагог читает слова, дети подбирали соответствующие картинки;

· Высокий, тонкий, пятнистый …(жираф)

· Лохматый, косолапый … (медведь)

· Голодный, серый, злой … (волк)

· Маленькая, быстрая, проворная … (белка)

· Хищный, сильный, полосатый …(тигр)

· Серый, колючий … (еж)

· Яркое, теплое … (солнце)

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход игры. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые

обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например

· Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

· Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

· Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т.д.

·  

«Как назвать того, кто...?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям назвать того, кто ...

· Кто на паровозе ездит? (Машинист)

· Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)

· Кто песни сочиняет? (Композитор)

· Кто играет на рояле? (Пианист)

· Кто все ломает? (Хулиган)

· Кто водит самолет? (Летчик, пилот)

· Кто такой полководец?

· Кто главнее: маршал или полководец?

Вариант 2.

Можно  назвать глагол, а ребенок профессию (продает – продавец)

«Кто где живет?»

Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа.

Материал: Картинки с изображением жилищ животных.

Ход игры: Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Ежик живет в гнезде.

Медведь зимует в берлоге.

Мышка живет в норе.

Волк живет в логове.

Лошади живут в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.

Телята живут в телятнике.

Кролики живут в крольчатнике.

«Назови ласково»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Ход игры: Взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.

Цветок красный, а цветочек (красненький).

Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка (синенькая).

Груша желтая, а грушка (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек (пушистенький).

Дом низкий, а домик (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая).

 

     Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста –    процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

    Главная задача педагогов и родителей - создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных

10 декабря 2023 в 12:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.