МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

Консультация « Логопедические игры для автоматизации звуков»

 Дети с нарушениями речи часто сталкиваются с проблемой отсутствия каких-либо звуков в словах. При этом звук может быть поставлен, но ребёнок всё равно по выработавшейся ранее привычке пропускает его в словах или продолжает  использовать неправильное произношение.

Традиционные логопедические занятия по автоматизации произношения предполагают действенные, но довольно рутинные методы - повторение большого количества слов и предложений с нужным звуком. Такие занятия быстро надоедают детям и бывают сложны в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Такие ребята не любят говорить и избегают словесных заданий.

В таких случаях целесообразнее использовать игровые занятия по автоматизации звуков. Большая часть внимания ребёнка отвлекается на игровую составляющую занятия, и он занимается  с интересом и пользой.

Предлагаю вашему вниманию подборку таких игр.

Говорящие руки.

Предположим, что речь идёт об автоматизации звука Ш. Логопед даёт инструкцию «Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить «Ш», а правую «А». Давай попробуем!» Педагог берёт своей рукой левую руку ребёнка и показывает, как совместить произношение «Ш» с лёгким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить «А». Поочерёдно, слегка ударяя руками по столу, ребёнок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается и ребёнок переходит к слитному проговариванию.

 

Ступеньки.

Перед ребёнком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребёнком. Задание остаётся прежним.

 

Ромашка.

В тетради ребёнка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, с, ж, ц и т. д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребёнок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы.

 

Раз – шажок, два – шажок.

Ребёнок стоит, руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг , повторяя заданный слог или ряд слогов.

 

Добавляй слог.

Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом: ли – СА, колба – СА, ко – СЫ, но – СЫ.

 

Слова вокруг нас.

Дети подбирают слова с определённым звуком, принимаются только те слова, которые ребёнок правильно произнёс.

Четвёртый лишний.

Ребёнку предлагаются слова: рысь, ворона, жираф, ракета. Ребёнок убирает одно из слов, объясняя почему. Ракета – не живая, ворона – птица, корова – домашнее животное. Остаётся жираф и рысь, найти общие признаки и различие.

 

Когда ребёнок достигает уровня автоматизации звука во фразовой речи, можно предложить следующие игры.

 

Соседи.

Перед детьми раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определённым звуком. Ребёнок должен без ошибок назвать всех соседей: жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется. Если автоматизируется звук «Л», берётся слово «около» и картинки выкладываются в ряд.

 

Загадка.

Перед детьми лежат перевёрнутые картинки, в названии которых есть автоматизированный звук. Дети по очереди берут картинку и описывают, остальные догадываются, о чём идёт речь.

 

Приведённые выше игры можно дополнить любым речевым материалом, в зависимости от того, какую цель вы для себя поставили - автоматизация или дифференциация поставленного звука. Также можно провести конкурс чистоговорок, скороговорок, стихов

Проводя такие игры, включая их во все режимные моменты, вы сможете помочь  детям быстрее автоматизировать звук.

Процесс автоматизации станет интересным, занимательным и менее болезненным для ранимой психики нашихдетей.  

13 марта 2024 в 16:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.