МБУ «Центр ППМСП» Суземского района
|
Чем занимается дефектолог и как родителям понять, что нужна помощь такого специалиста?Чем занимается дефектолог и как родителям понять, что нужна помощь такого специалиста? Дефектолог в широком смысле — педагог для детей с особенностями. Логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги — все они дефектологи. Также есть бытовое использование этого слова: дефектологом называют специалиста, который занимается детьми с проблемами развития внимания, памяти и мышления. Любой учитель в школе для детей нарушением интеллекта — это дефектолог. Часто родители примерно представляют, чем занимаются логопеды, сурдо- и тифлопедагоги: первые помогают детям, чья речь развивается медленнее, чем у ровесников, вторые — тем, у кого есть проблемы слуха, третьи — слабовидящим и незрячим. Дефектолог же может работать с любой из этих категорий детей, если им нужны занятия по развитию внимания, памяти, мышления, повышение уровня произвольности, адаптация образовательного материала. Можно сказать, что это педагог, который знает много способов обучить того, кому учиться нелегко. С детьми до трех лет дефектолог работает в паре с логопедом или в составе команды раннего вмешательства, куда входят и другие специалисты: физический терапевт, эрготерапевт, психолог. Найти такого специалиста можно в детском саду, специальном центре, коррекционных школах. Также дефектологи часто ведут частную практику.
Как родителям понять, что нужна помощь дефектолога? Родителям не всегда очевидны трудности развития маленького ребенка. Поэтому лучшим способом понять, нужна ли помощь дефектолога, будут доверительный разговор с педиатром, наблюдающим ребенка, и плановые консультации с неврологом. Это позволит оценивать развитие в динамике. Невролог может рекомендовать обратиться к логопеду, дефектологу, поведенческим специалистам или направить ребенка в программу раннего вмешательства. В раннем возрасте занятия будут показаны детям, о которых мы с рождения знаем, что развиваться они будут в более медленном темпе. Как правило, это дети с генетическими нарушениями, включающими в себя задержку развития. Если ребенок проходит психолого-медико-педагогическую комиссию, ПМПК, ее члены также смогут рекомендовать занятия с логопедом, дефектологом или психологом. Современные родители читают много книг и блогов с информацией разного качества. Ответственных родителей, желающих своим детям только лучшего, легко может растревожить что угодно. Они начинают паниковать, что ребенок не собирает пирамидку, не складывает пазл или не читает в свои два года. Как дефектолог работает с родителями? Сначала хороший специалист проводит диагностику и рассказывает о сильных сторонах ребенка и его дефицитах, трудностях. Дает рекомендации, как заниматься дома. Проговаривает цели, в идеале — пишет программу. Принимается решение, когда и как все будут обсуждать результаты достижений. Лучше это делать раз в шесть месяцев. В присутствии ребенка хороший дефектолог рассказывает родителю не о том, как плохо тот себя вел, а что хорошо сегодня получилось на занятии, указывает на хоть и маленький, но прогресс. А уже в личном разговоре с родителями обсуждает трудности. Но не сверху, а с позиции партнерства. Это помогает гармонизировать отношения — и обучение становится более эффективным. Дефектолог должен разъяснять, как знания, полученные на занятиях, могут пригодиться ребенку в жизни, как переносить новые навыки за пределы кабинета и закреплять достижения. Не должно быть идеи, что ребенок учится, чтобы быть успешным в кабинете. Он учится, чтобы с новыми умениями выходить в реальную жизнь. 18 сентября 2024 в 14:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.