МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

Консультация для родителей « Речевые игры для детей дошкольного возраста»

 Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания. К сожалению, далеко не все родители уделяют достаточное внимание общению со своими детьми из-за своей занятости на работе или в силу непонимания необходимости регулярного общения с ребенком.

Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам, которые приводят к сложностям при обучении в общеобразовательном учреждении. 

К таким проблемам относятся:

Примитивность фраз;

- скудный словарный запас;

- недостаточное использование литературных слов и выражений;

- проблемы при пересказе прочитанного или услышанного;

- недостаточно эмоциональная окраска речи, неумение пользоваться интонацией;

- проблемы с дикцией.

Дидактические упражнения и игры – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи, выработки четкого, эмоционального и интонационно верного произношения.

Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками.

При этом поводом для речевого развития может быть любое явление природы или предмет. Можно вводить в словарь не только сами названия предметов, но и их отдельные части («Что есть у дерева?» - ствол, листья, кора и т.д.). При рассмотрении предмета можно задавать ребенку различные вопросы: «Какого он цвета?», «Для чего он нужен?», «Из чего он сделан?». При таком подходе ребенок учится называть разные признаки и характеристики предметов, что само собой способствует развитию его речи.

Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.

В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.

 

Картотека игр по развитию речи для дошкольников

Игры по ознакомлению со словом для средней группы

1. «Кто что делает?»

Цель: дать понятие о слове, которое обозначает действие.

Материал: карандаш, бумага.

Ход игры: логопед приглашает одного из детей к себе и дает ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, - и спрашивает у детей: «Что делает Саша?». Дети должны ответить одним словом. Затем педагог дает другие задания ребенку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, логопед говорит: «Вы мне назвали много слов. К словам, которые вы мне называли и которые назвала я, можно поставить вопрос: «что делает?», эти слова обозначают действия. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить вопрос». (варит, шьет, бежит, смеется и т.д)

2. «Какой он?»

Цель: дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета.

Материал: лимон

Ход игры: логопед стоит с детьми в кругу и показывает детям лимон. Предлагает рассмотреть его и сказать какой он бывает. (Желтый, кислый, душистый, овальный, большой, маленький, спелый и тд). Дети по очереди называют прилагательные. Затем педагог говорит: «мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой?». Таким образом отрабатываются прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос: какой? Ребенок, который не назвал прилагательное, выбывает из игры.

3. «Вспомним разные слова»

Цель: закрепление понятия слова

Ход игры: Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать

его рядом стоящему, как бы передать его, следующий говорит тоже одно слово, повернувшись к третьему ребенку. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Логопед следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их чисто, отчетливо и громко. Некоторым детям воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали, как оно звучит. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

4. «Назови предмет» 

Цель: развитие навыков словообразование, подбор слов

Ход игры: Дети вместе с логопедом сидят в кругу в группе. Воспитатель говорит: «Вокруг нас существует великое множество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице». Воспитатель начинает «Тетрадь». И так дети по кругу называют слова. Тот, кто не назвал слово, выбывает из круга. В конце логопед говорит: «Посмотрите! Сколько много слов сказали ребята! Давайте их повторим» и вместе с детьми проговаривает слова, которые звучали во время игры.

Игры по ознакомлению со смысловой стороной слова для старшего возраста

1. «Найди себе пару»

Цель: учить подбирать антонимы

Ход игры: Логопед предлагает детям поиграть и рассказывает, в чем будет состоять эта игра:

"Каждый должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь, например, Сережа, скажет слово, а кто-то из вас отзовется противоположным словом. Если Сережа скажет «большой», то парой будет тот, кто отзовется «маленький». Те, кто составили пару, отходят в сторону. Так же составляются и другие пары и тоже отходят в сторону. А теперь начнем играть". Логопед вызывает кого-нибудь из детей. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.

2. «Найди слово»

Цель: учить подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый. Например: «Сахар сладкий, а лимон .... Луна видна ночью, а солнце .... Огонь горячий, а лед .... Тополь высокий, а шиповник .... Река широкая, а ручей .... Камень тяжелый, а пух .... Редька горькая, а груша...». Далее детям предлагаются следующие вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, какой? Если в комнате не светло, то в ней как? Если сумка не тяжелая, то, значит, она какая? Если нож не тупой, то, значит, он какой?» Для уточнения значения антонимов можно задавать дополнительные вопросы, например: «Что бывает широким? Что бывает узким?»

3. «Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу

Ход игры: Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, слова печальный, грустный — это слова, близкие по значению, слова-друзья». Послушайте, какие я назову предложения.

Дождь идет (льет). Мальчик идет (шагает).

Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идет —  как можно сказать по-другому? (Наступает). Далее дети поочередно подбирают синонимы на следующие словосочетания:

чистый воздух (свежий воздух);

чистая вода (прозрачная вода) чистая посуда (вымытая посуда); самолет сел (приземлился ) , солнце село (зашло); река бежит (течет, струится); мальчик бежит (мчится, несется);

Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Игры по ознакомлению с предложением для старшего возраста

1. «Придумай предложение»

Цель: упражнять в придумывании предложений с заданным словом

Материал: кубик

Ход игры: Дети и логопед садятся в круг. Логопед объясняет правила игры:  - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Юле кубик. Она возьмет кубик и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает кубик рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди кубик переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

2. «Что ты любишь?».

Цель: учить детей составлять распространенное предложение

Материал: предметные картинки.

Ход игры: Педагог сообщает детям: «Сегодня к нам в гости прилетел Карлсон. Вы все помните, какой он сладкоежка. Он вам расскажет, что он любит и вас расспросит. А вы не зевайте, ему дружно отвечайте». «Я люблю хлеб с вареньем, а вы?»; «Я люблю пирог с черникой, а вы?» «Я люблю играть с мячом, ну а вы?» Дети поочередно отвечают: «Я люблю хлеб с сыром, с колбасой, с маслом» и т.д.

3. «Профессии»

Цель: научить детей составлять предложения о знакомых профессиях.

Материал: сюжетные картинки с изображением людей, определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.

Ход игры: Дети сидят в кругу. По очереди подходят к доске, выбирают себе картинку. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе». Если ребенок затрудняется, группа помогает

Игры по ознакомлению со звуковой стороной слова для старшего возраста

1. «Найди свою игрушку»

Цель: учить определить звуки в словах

Материал: игрушки (ёжик, жираф, флажок, жук, медвежонок, ножик, жёлудь, зайка, замок. Коза, ваза, роза, грузовик, зонтик)

Ход игры: В обруч положить вперемежку игрушки.. Разделить детей на команды. Одна команда собирает игрушки, в названиях которых слышится звук «З», а в другую «Ж». Команды с игрушками встают напротив друг друга. Каждый участник называет свою игрушку и определяет позицию звуков «Ж» или «З» в слове. Выигрывает команда, которая правильно выполнила задание

2. «Окуни и щуки»

Цель: научить узнавать на слух и различать в словах гласные и согласные буквы

Ход игры: Дети делятся на две команды «окуни» и «щуки». Они двигаются произвольно по площадке. Воспитатель произносит поочередно слова то начиная с гласной буквы, то с согласной. Дети-«окуни» должны замереть, когда услышат слово с гласной буквой, а «щуки» когда услышат слово с согласной. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

3. «Назови первый звук»

Цель: учить определять первый звук в слове

Материал: предметные картинки: мак, масло, мыло, мука

Ход игры: Выставить на доску предметные картинки. Предложить назвать, что изображено на них. Спросить, с какого звука начинаются эти слова. Так же рассмотреть следующие группы картинок.

Мяч, машина, молоко. Кот, корова, курица. Пирамидка, пальма, пылесос

Дети делятся на 2 команды. Воспитатель произносит слова. Команда должна определить первый звук в слове. Побеждает та команда, которая лучше справилась с заданием.

4. «Повтори, не ошибись»

Цель: учить детей правильно произносить звуки

Ход игры: Воспитатель с детьми стоят в кругу. Воспитатель просит детей послушать, запомнить и повторить ряд гласных звуков (слогов) поочередно. «А-У-О», «И-Э-У-Ы», «СА-СО-СЫ-СИ», «ТИ-ТО-ТА-ТЫ» и т.д. Дети четко и громко по кругу повторяют за воспитателем. Тот, кто ошибся, выбывает из круга.

14 октября 2024 в 12:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.