МБУ «Центр ППМСП» Суземского района

Консультация для родителей « Как развивать речь в домашних условиях?»

Сложно переоценить значение связной речи, ведь это не только умение верно излагать свои мысли, правильно говорить, но и возможность познавать окружающий мир. Большое значение приобретает развитие связной речи в семье.

Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

 

Предлагаю для развития речи поиграть в следующие игры!

 

Игры на речевые обобщения

1. Игра «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

 «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

 «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

 «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

 

2.Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в школу или детский сад.

 

Игры на развитие звукового анализа и синтеза

 1.Определение количества звуков в слове и их последовательности.

Сколько звуков в слове «сова»? Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?)

2.Придумывание слов с определенным количеством звуков.

Придумай  слово , состоящее из трех, четырех, пяти звуков. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков.

-Какое слово получится из этих звуков.

-К-у-к-л-а.

3. Игра «Определи первый звук в слове», 

Поиграйте с ребёнком в игру-соревнование: кто больше придумает слов с заданным звуком, или попросите его найти предметы в комнате (на улице, в парке и т.д.), в названиях, которых есть тот или иной звук.

4. Игра «Поймай последний звук в ладошку». 

Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»

5.Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков.

-Какой звук надо добавить к слову «Оля», чтобы получилось новое слово?

-Звук Т (Толя), К (Коля, П (Поля) и т.д.

То же самое можно проделать со словами (к)рот, пар(к), (о)вал, (а)том, (т)рубка, рыба(к), (м)рак, стол(б), (г)роза, (у)дар, шар(ф), (с)клад, (к)оса, (с)порт,(и)рис, (о)лень, (т)очки, (ш)утка.

6.Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.

-Какие новые слова можно получить из слова «лото», если поменять в нем первый звук?

-Фото.

То же самое можно проделать со словами (л) кокон, (л)ножка, (м)ласка,(с)дом, (с)ток, (б)пил, (л)жук, (ж)пучок, (б)жилет, (ж)пир, (ж)мало, (д)точка, (п)галка, (п)шорох, (р)щека, (щ)венок,(м)шайка

«Найди общий звук»

7. Игра «Замена».

Ребенок должен заменить в словах гласную так, чтобы получилось новое слово. Слова: дом, воз, нес, вол, сок, сом и др.(дым, вёз, нёс, вёл, сын, сам).

8. Игра «Кто больше?»

Придумать слова, в которых заданный звук был бы:

- в начале слова

- в середине

- в конце слова

9. Игра «Найди общий звук»

Эта игра хорошо развивает внимание, развивает фонематический слух, формирует навык быстрого звукового анализа.

Взрослый  произносит 3-4 слова, в которых есть изучаемый звук.

- Какой звук встречается во всех словах?

Чашка, очки, ключ.

Жаба, лужи, жук.

Лиса, лес, соль.

Просим детей придумать аналогичное задание.

 Игровое упражнение на слоговую структуру слов

1. Игра «Перепутаница».

Жили были: слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Слова:

босака (собака),
ловосы (волосы),
лекосо (колесо),
посаги (сапоги) и пр.

2. Игра «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»
Взрослый произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество слогов.

3. Игра «Переставь слоги или звуки» 

Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово: лок - кол, мод - дом, зако - коза, бары-рыба.

4. Игра «Прохлопай слово»

Взрослый произносит слово, а ребенок должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал. В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных звуков, при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а другой - во второй слог. Напримеркош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.

 5. Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов» 

Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок.

Игры на развитие грамматического строя речи

1.Игра «Веселый счет» 

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Напримеркирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

2.Игра «Подружи слова» 

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,

3.Игра «Все сделал» 

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала): мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

4.Игра « Ты идешь, и я иду» 

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  

5. Игра  «Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

6. Игра  «Подбери признак»

Взрослый  называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

Игры на развитие связной речи:

1. Игра «Что на что похоже» 

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на… 

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на… 

Блестящая на солнце паутина похожа на… 

День похож на…

2. Игра «Потому что…»
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.

3. Игра «Предлоги».

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др. Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

4. Игра «Кем (чем) был?»

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.

 

Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи.

Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

 

 

5 ноября 2024 в 10:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.